Евгений Мельченко

Автомобильный рынок. Ситуация спустя полгода кризиса

Автомобильный рынок. Ситуация спустя полгода кризиса © Фото ЮГА.ру

Полгода падения автомобильного рынка в России

Немногим более полугода назад российский рубль, реагируя на санкции против российского рынка, стремительно покатился под горку своей стоимости по отношению к иностранным валютам.

Падение такое ударило по многим нашим рынкам и отраслям, но нас, как истинных любителей того, что движется при помощи двигателя и четырех колес интересует состояние именно автомобильного рынка.

Так вот, с тех пор к падению в 50% мы уже привыкли. В некоторых регионах это и вообще считается очень даже неплохим показателем.

"Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики, которые поддерживают рынок. Первый – это понижение ключевой ставки Центробанка, и второй – это продолжающаяся правительственная поддержка покупателей новых автомобилей (недавно увеличенная), как путем субсидирования ставок розничного финансирования, так и путем поддержки обновления подержанных и очень старых автомобилей. Несмотря на сказанное выше, настрой участников рынка на оставшиеся 6 месяцев года остается сдержанным. Основываясь на мнении своих членов, АЕБ обновила прогноз на 2015 год до 1,55 млн. пассажирских и легких коммерческих автомобилей, что эквивалентно 36% снижению продаж по сравнению с 2014 годом, закончившимся с результатом 2,49 млн. автомобилей", – так отозвался о состоянии на рынке председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Ну что ж. Если учитывать, что среднее по России падение составляет почти те самые 50%, то прогноз, данный АЕБ, смотрится на его фоне очень даже неплохо. Но, опять же, стоит учитывать, что это наиболее оптимистичная цифра.

А что же творится по маркам и моделям автомобилей? Ситуация, опять же, неоднозначная. Так, например, невероятную дальновидность (или же просто везение) проявил японский Lexus. Рост продаж за счет ввода на рынок новой модели NX в некоторых регионах составил 20 – 24 процента, а в целом по России заслуженные +8%. Это одна из немногих марок, показывающих регулярно положительную динамику по месяцам с начала 2015 года. Да, конечно же, можно вспомнить +18% от Cadillac и +35% от Brilliance, но в первом и втором случае эти показатели нивелируются крайне малым количеством проданных экземпляров в целом по стране (менее 50 штук в месяц).

Неплохо вырос в "премиуме" Porsche, показав +18%. Здесь заслуга модели Macan на рынках Москвы и Санкт-Петербурга очевидна. А вот другой премиальный бренд от выхода новой модели уж очень сильно пострадал. Это шведский Volvo. Новый XC90, помимо передовых технологий, приобрел новый ценник, который в нынешних российских реалиях смотрится уж очень страшно для потребителя. В итоге – минус 58 процентов продаж по России.

Падение Land Rover составило 45% даже, несмотря на выход нового Discovery Sport, а Jaguar – 51%. Но у второго есть надежды (и, судя по качеству и ценнику – оправданные) на новинку – седан XE, который очень интересно выглядит в качестве конкурента BMW, Mercedes и Audi. Кстати, компания из Ингольштадта потеряла на рынке 32%, что гораздо больше, чем у конкурентов из Mercedes-Benz (минус 3%), и немного хуже BMW (минус 26%).

В среднем сегменте "ситуация караул" повисла на лапах французского льва Peugeot и шевронах Citroen. Оба француза потеряли за первое полугодие более 70% российского рынка (77% и 74% соответственно). Не менее плачевная ситуация сложилась в салонах Subaru – минус 65%. Уже надоевшая всем и, что уж скрывать, устаревшая оппозитная приманка при столь высоком ценнике желаемого действия на российского покупателя не производит. Японцы считают, что минимум обновлений при выпуске каждого поколения – это нормальная практика для российского авторынка. Это явно ошибочное мнение. Наш клиент уже не тот, что был раньше, и на технологии двадцатилетней давности уже практически не "ведется". Требуется новый подход, новый взгляд на нашего клиента. Теперь, пересаживаясь с вазовской "Приоры" на Subaru, потребитель требует не просто иномарку, а иномарку с хорошим соотношением цены, качества и технологий. Субаровцы же строят свою политику с точностью до наоборот. Эдакий "приоровский" клиент их волнует мало. А это, между прочим, рыночное большинство, которым в данных условиях пренебрегать никак нельзя. Как следствие – добро пожаловать на дно. Ну и японские коллеги из Honda с 79% падения продаж. Здесь уж ничего не попишешь. Отсутствие локализации в России не дает в полной мере конкурировать с новыми Mondeo и Mazda6.

Но и в бюджете ситуация далеко не идеальная. Если лидеры рынка упали довольно предсказуемо, то для китайских брендов, которые стремились занять ниши за счет более выгодного ценника, все оказалось не менее плачевно: Chery, Lifan, Geely и Great Wall свалились на 54 – 73 процента. Не готов еще или не привык, видимо, наш потребитель к китайским шильдикам в гаражах и на парковках.

Рассуждать о перспективах нашего автомобильного рынка мы будем, я думаю, еще довольно долго и часто, а пока представим цифры продаж компаний и отдельных моделей, которые скажут сами за себя:

МАРКА ИЮНЬ ЯНВАРЬ – ИЮНЬ
2015 2014 YoY 2015 2014 YoY

Lada

26,416

30,114

-12%

140,686

192,808

-27%

KIA

13,928

17,023

-18%

76,215

93,973

-19%

Hyundai

12,289

16,754

-27%

79,444

89,574

-11%

Renault

9,986

16,479

-39%

57,116

96,421

-41%

Nissan

8,916

12,007

-26%

50,552

82,348

-39%

Toyota

8,495

13,139

-35%

47,072

76,488

-38%

VW

6,769

10,850

-38%

36,588

67,353

-46%

ГАЗ ком.авт.

6,115

6,182

-1%

23,426

31,781

-26%

Chevrolet

4,712

7,891

-40%

22,683

65,292

-65%

Škoda

4,405

7,857

-44%

28,043

42,047

-33%

УАЗ

3,907

3,460

13%

19,207

19,558

-2%

Mercedes-Benz

3,816

4,630

-18%

22,982

23,762

-3%

Datsun

3,244

18,458

Ford

3,023

4,520

-33%

13,650

31,318

-56%

Mitsubishi

2,748

5,503

-50%

19,359

38,456

-50%

BMW

2,151

3,247

-34%

14,510

19,557

-26%

Audi

2,007

3,000

-33%

12,155

17,966

-32%

Mazda

1,987

4,173

-52%

12,539

23,801

-47%

Daewoo

1,735

3,131

-45%

10,357

24,019

-57%

Lexus

1,608

1,576

2%

9,455

8,729

8%

Opel

1,583

4,489

-65%

9,054

33,514

-73%

Land Rover

877

1,894

-54%

5,736

10,370

-45%

Lifan

837

1,717

-51%

4,633

10,150

-54%

Volvo

795

1,730

-54%

3,395

8,040

-58%

Geely

704

1,312

-46%

3,823

9,320

-59%

Honda

702

1,105

-36%

2,288

11,146

-79%

Mercedes-Benz ком.авт.

631

680

-7%

3,161

3,251

-3%

Peugeot

584

1,653

-65%

2,824

12,168

-77%

Suzuki

538

1,417

-62%

2,680

9,902

-73%

Porsche

479

523

-8%

2,569

2,172

18%

Citroёn

479

1,420

-66%

2,829

11,035

-74%

SsangYong

476

1,875

-75%

3,090

11,423

-73%

Chery

449

1,193

-62%

2,492

9,152

-73%

Subaru

445

1,254

-65%

3,542

8,200

-57%

Infiniti

420

668

-37%

2,979

4,369

-32%

FIAT

374

653

-43%

1,882

3,700

-49%

Great Wall

319

1,195

-73%

2,355

8,096

-71%

VW ком.авт.

310

1,016

-69%

3,045

6,602

-54%

Jeep

147

685

-79%

1,218

3,887

-69%

Cadillac

130

110

18%

464

707

-34%

MINI

120

160

-25%

687

809

-15%

DFM

98

408

Jaguar

84

142

-41%

417

846

-51%

Isuzu

55

47

17%

299

179

67%

Acura

52

87

-40%

334

345

-3%

Changan

51

80

-36%

222

451

-51%

smart

50

31

61%

250

156

60%

Brilliance

42

31

35%

457

182

151%

BAW

31

75

-59%

139

648

-79%

Haima

27

85

-68%

115

330

-65%

JAC

10

56

-82%

113

131

-14%

Chrysler

3

14

-79%

24

77

-69%

Foton

2

1

100%

13

11

18%

Alfa Romeo

0

5

13

29

-55%

SEAT2

160

47

909

-95%

FAW

260

1,681

ZAZ

6

386

Luxgen

12

75

ТагАЗ

19

91

Dodge

1

24

BYD

1

5

Продажа автомобилей за январь – июнь 2015 года по моделям:

МОДЕЛЬ БРЕНД ЯНВАРЬ – ИЮНЬ

1

Granta

Lada

63,573

2

Solaris

Hyundai

53,702

3

New Rio

KIA

42,688

4

Kalina

Lada

20,881

5

Polo

VW

20,621

6

Logan

Renault

20,364

7

Duster

Renault

20,305

8

4×4

Lada

19,724

9

Largus

Lada

19,656

10

Camry

Toyota

15,280

11

RAV 4

Toyota

14,352

12

Almera

Nissan

14,319

13

on-DO

Datsun

13,949

14

Niva

Chevrolet

13,761

15

Sandero

Renault

13,468

16

Priora

Lada

13,421

17

Rapid

Skoda

12,185

18

ix35

Hyundai

11,469

19

Octavia A7

Skoda

10,999

20

X-Trail

Nissan

10,506

21

Sportage

KIA

9,834

22

New Cee’d

KIA

9,715

23

Patriot

UAZ

8,329

24

CX-5

Mazda

7,880

25

Gentra

Daewoo

6,688

Версия страницы для ПК


Свежие статьи

Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)

Тест-драйв Renault Duster нового поколения в Дагестане

Большие гонки. 6 самых популярных автомобилей из кино

Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?

Берегись автомобиля. Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать

Все статьи

Главные новости

Китайские компании бьют рекорды продаж в России

Краснодар, Сочи и Анапа – самые аварийные города Кубани по количеству ДТП

В России запустят огромные гигафабрики по производству аккумуляторов для электрокаров

В Усть-Лабинске на СТК «Пилот» состоится первый этап Кубка Краснодарского края по дрифту

В России воителям хотят разрешить тонировку передних стекол

Стали известны плюсы и минусы Lada Aura для использования на юге России

Лента новостей