Немногим более полугода назад российский рубль, реагируя на санкции против российского рынка, стремительно покатился под горку своей стоимости по отношению к иностранным валютам.
Падение такое ударило по многим нашим рынкам и отраслям, но нас, как истинных любителей того, что движется при помощи двигателя и четырех колес интересует состояние именно автомобильного рынка.
Так вот, с тех пор к падению в 50% мы уже привыкли. В некоторых регионах это и вообще считается очень даже неплохим показателем.
"Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики, которые поддерживают рынок. Первый – это понижение ключевой ставки Центробанка, и второй – это продолжающаяся правительственная поддержка покупателей новых автомобилей (недавно увеличенная), как путем субсидирования ставок розничного финансирования, так и путем поддержки обновления подержанных и очень старых автомобилей. Несмотря на сказанное выше, настрой участников рынка на оставшиеся 6 месяцев года остается сдержанным. Основываясь на мнении своих членов, АЕБ обновила прогноз на 2015 год до 1,55 млн. пассажирских и легких коммерческих автомобилей, что эквивалентно 36% снижению продаж по сравнению с 2014 годом, закончившимся с результатом 2,49 млн. автомобилей", – так отозвался о состоянии на рынке председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Ну что ж. Если учитывать, что среднее по России падение составляет почти те самые 50%, то прогноз, данный АЕБ, смотрится на его фоне очень даже неплохо. Но, опять же, стоит учитывать, что это наиболее оптимистичная цифра.
А что же творится по маркам и моделям автомобилей? Ситуация, опять же, неоднозначная. Так, например, невероятную дальновидность (или же просто везение) проявил японский Lexus. Рост продаж за счет ввода на рынок новой модели NX в некоторых регионах составил 20 – 24 процента, а в целом по России заслуженные +8%. Это одна из немногих марок, показывающих регулярно положительную динамику по месяцам с начала 2015 года. Да, конечно же, можно вспомнить +18% от Cadillac и +35% от Brilliance, но в первом и втором случае эти показатели нивелируются крайне малым количеством проданных экземпляров в целом по стране (менее 50 штук в месяц).
Неплохо вырос в "премиуме" Porsche, показав +18%. Здесь заслуга модели Macan на рынках Москвы и Санкт-Петербурга очевидна. А вот другой премиальный бренд от выхода новой модели уж очень сильно пострадал. Это шведский Volvo. Новый XC90, помимо передовых технологий, приобрел новый ценник, который в нынешних российских реалиях смотрится уж очень страшно для потребителя. В итоге – минус 58 процентов продаж по России.
Падение Land Rover составило 45% даже, несмотря на выход нового Discovery Sport, а Jaguar – 51%. Но у второго есть надежды (и, судя по качеству и ценнику – оправданные) на новинку – седан XE, который очень интересно выглядит в качестве конкурента BMW, Mercedes и Audi. Кстати, компания из Ингольштадта потеряла на рынке 32%, что гораздо больше, чем у конкурентов из Mercedes-Benz (минус 3%), и немного хуже BMW (минус 26%).
В среднем сегменте "ситуация караул" повисла на лапах французского льва Peugeot и шевронах Citroen. Оба француза потеряли за первое полугодие более 70% российского рынка (77% и 74% соответственно). Не менее плачевная ситуация сложилась в салонах Subaru – минус 65%. Уже надоевшая всем и, что уж скрывать, устаревшая оппозитная приманка при столь высоком ценнике желаемого действия на российского покупателя не производит. Японцы считают, что минимум обновлений при выпуске каждого поколения – это нормальная практика для российского авторынка. Это явно ошибочное мнение. Наш клиент уже не тот, что был раньше, и на технологии двадцатилетней давности уже практически не "ведется". Требуется новый подход, новый взгляд на нашего клиента. Теперь, пересаживаясь с вазовской "Приоры" на Subaru, потребитель требует не просто иномарку, а иномарку с хорошим соотношением цены, качества и технологий. Субаровцы же строят свою политику с точностью до наоборот. Эдакий "приоровский" клиент их волнует мало. А это, между прочим, рыночное большинство, которым в данных условиях пренебрегать никак нельзя. Как следствие – добро пожаловать на дно. Ну и японские коллеги из Honda с 79% падения продаж. Здесь уж ничего не попишешь. Отсутствие локализации в России не дает в полной мере конкурировать с новыми Mondeo и Mazda6.
Но и в бюджете ситуация далеко не идеальная. Если лидеры рынка упали довольно предсказуемо, то для китайских брендов, которые стремились занять ниши за счет более выгодного ценника, все оказалось не менее плачевно: Chery, Lifan, Geely и Great Wall свалились на 54 – 73 процента. Не готов еще или не привык, видимо, наш потребитель к китайским шильдикам в гаражах и на парковках.
Рассуждать о перспективах нашего автомобильного рынка мы будем, я думаю, еще довольно долго и часто, а пока представим цифры продаж компаний и отдельных моделей, которые скажут сами за себя:
МАРКА | ИЮНЬ | ЯНВАРЬ – ИЮНЬ | ||||
2015 | 2014 | YoY | 2015 | 2014 | YoY | |
Lada |
26,416 |
30,114 |
-12% |
140,686 |
192,808 |
-27% |
KIA |
13,928 |
17,023 |
-18% |
76,215 |
93,973 |
-19% |
Hyundai |
12,289 |
16,754 |
-27% |
79,444 |
89,574 |
-11% |
Renault |
9,986 |
16,479 |
-39% |
57,116 |
96,421 |
-41% |
Nissan |
8,916 |
12,007 |
-26% |
50,552 |
82,348 |
-39% |
Toyota |
8,495 |
13,139 |
-35% |
47,072 |
76,488 |
-38% |
VW |
6,769 |
10,850 |
-38% |
36,588 |
67,353 |
-46% |
ГАЗ ком.авт. |
6,115 |
6,182 |
-1% |
23,426 |
31,781 |
-26% |
Chevrolet |
4,712 |
7,891 |
-40% |
22,683 |
65,292 |
-65% |
Škoda |
4,405 |
7,857 |
-44% |
28,043 |
42,047 |
-33% |
УАЗ |
3,907 |
3,460 |
13% |
19,207 |
19,558 |
-2% |
Mercedes-Benz |
3,816 |
4,630 |
-18% |
22,982 |
23,762 |
-3% |
Datsun |
3,244 |
– |
– |
18,458 |
– |
– |
Ford |
3,023 |
4,520 |
-33% |
13,650 |
31,318 |
-56% |
Mitsubishi |
2,748 |
5,503 |
-50% |
19,359 |
38,456 |
-50% |
BMW |
2,151 |
3,247 |
-34% |
14,510 |
19,557 |
-26% |
Audi |
2,007 |
3,000 |
-33% |
12,155 |
17,966 |
-32% |
Mazda |
1,987 |
4,173 |
-52% |
12,539 |
23,801 |
-47% |
Daewoo |
1,735 |
3,131 |
-45% |
10,357 |
24,019 |
-57% |
Lexus |
1,608 |
1,576 |
2% |
9,455 |
8,729 |
8% |
Opel |
1,583 |
4,489 |
-65% |
9,054 |
33,514 |
-73% |
Land Rover |
877 |
1,894 |
-54% |
5,736 |
10,370 |
-45% |
Lifan |
837 |
1,717 |
-51% |
4,633 |
10,150 |
-54% |
Volvo |
795 |
1,730 |
-54% |
3,395 |
8,040 |
-58% |
Geely |
704 |
1,312 |
-46% |
3,823 |
9,320 |
-59% |
Honda |
702 |
1,105 |
-36% |
2,288 |
11,146 |
-79% |
Mercedes-Benz ком.авт. |
631 |
680 |
-7% |
3,161 |
3,251 |
-3% |
Peugeot |
584 |
1,653 |
-65% |
2,824 |
12,168 |
-77% |
Suzuki |
538 |
1,417 |
-62% |
2,680 |
9,902 |
-73% |
Porsche |
479 |
523 |
-8% |
2,569 |
2,172 |
18% |
Citroёn |
479 |
1,420 |
-66% |
2,829 |
11,035 |
-74% |
SsangYong |
476 |
1,875 |
-75% |
3,090 |
11,423 |
-73% |
Chery |
449 |
1,193 |
-62% |
2,492 |
9,152 |
-73% |
Subaru |
445 |
1,254 |
-65% |
3,542 |
8,200 |
-57% |
Infiniti |
420 |
668 |
-37% |
2,979 |
4,369 |
-32% |
FIAT |
374 |
653 |
-43% |
1,882 |
3,700 |
-49% |
Great Wall |
319 |
1,195 |
-73% |
2,355 |
8,096 |
-71% |
VW ком.авт. |
310 |
1,016 |
-69% |
3,045 |
6,602 |
-54% |
Jeep |
147 |
685 |
-79% |
1,218 |
3,887 |
-69% |
Cadillac |
130 |
110 |
18% |
464 |
707 |
-34% |
MINI |
120 |
160 |
-25% |
687 |
809 |
-15% |
DFM |
98 |
– |
– |
408 |
– |
– |
Jaguar |
84 |
142 |
-41% |
417 |
846 |
-51% |
Isuzu |
55 |
47 |
17% |
299 |
179 |
67% |
Acura |
52 |
87 |
-40% |
334 |
345 |
-3% |
Changan |
51 |
80 |
-36% |
222 |
451 |
-51% |
smart |
50 |
31 |
61% |
250 |
156 |
60% |
Brilliance |
42 |
31 |
35% |
457 |
182 |
151% |
BAW |
31 |
75 |
-59% |
139 |
648 |
-79% |
Haima |
27 |
85 |
-68% |
115 |
330 |
-65% |
JAC |
10 |
56 |
-82% |
113 |
131 |
-14% |
Chrysler |
3 |
14 |
-79% |
24 |
77 |
-69% |
Foton |
2 |
1 |
100% |
13 |
11 |
18% |
Alfa Romeo |
0 |
5 |
– |
13 |
29 |
-55% |
SEAT2 |
– |
160 |
– |
47 |
909 |
-95% |
FAW |
– |
260 |
– |
– |
1,681 |
– |
ZAZ |
– |
6 |
– |
– |
386 |
– |
Luxgen |
– |
12 |
– |
– |
75 |
– |
ТагАЗ |
– |
19 |
– |
– |
91 |
– |
Dodge |
– |
1 |
– |
– |
24 |
– |
BYD |
– |
1 |
– |
– |
5 |
– |
Продажа автомобилей за январь – июнь 2015 года по моделям:
№ | МОДЕЛЬ | БРЕНД | ЯНВАРЬ – ИЮНЬ |
1 |
Granta |
Lada |
63,573 |
2 |
Solaris |
Hyundai |
53,702 |
3 |
New Rio |
KIA |
42,688 |
4 |
Kalina |
Lada |
20,881 |
5 |
Polo |
VW |
20,621 |
6 |
Logan |
Renault |
20,364 |
7 |
Duster |
Renault |
20,305 |
8 |
4×4 |
Lada |
19,724 |
9 |
Largus |
Lada |
19,656 |
10 |
Camry |
Toyota |
15,280 |
11 |
RAV 4 |
Toyota |
14,352 |
12 |
Almera |
Nissan |
14,319 |
13 |
on-DO |
Datsun |
13,949 |
14 |
Niva |
Chevrolet |
13,761 |
15 |
Sandero |
Renault |
13,468 |
16 |
Priora |
Lada |
13,421 |
17 |
Rapid |
Skoda |
12,185 |
18 |
ix35 |
Hyundai |
11,469 |
19 |
Octavia A7 |
Skoda |
10,999 |
20 |
|
Nissan |
10,506 |
21 |
Sportage |
KIA |
9,834 |
22 |
New Cee’d |
KIA |
9,715 |
23 |
Patriot |
UAZ |
8,329 |
24 |
CX-5 |
Mazda |
7,880 |
25 |
Gentra |
Daewoo |
6,688 |