Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)
С апреля 2022 года в России узаконили параллельный импорт автомобилей. Разбираемся, что это значит и как это работает
Словосочетание «параллельный импорт» за последние несколько месяцев можно было услышать отовсюду.
Об этом Юга.ру сообщали ранее. Более того, этому явлению многие приписывают чуть ли не миссию по спасению авторынка и рынка автомобильных запчастей. Стоит отметить, что ситуация с параллельным импортом не оригинальна для России и не является редкостью. Параллельный импорт некоторых товаров работает в США, Великобритании, Канаде и других развитых странах. Но в каждой отдельной ситуации есть свои отдельные «но». Мы поговорим о наших российских автомобильных «но».
Что значит «параллельный импорт»
Попробуем объяснить самым простым способом. Это способ ввоза продукции, не спрашивая разрешения производителя или правообладателя того или иного продукта. Не важно, будь то автомобили или интеллектуальная собственность. В нормальном мире это работает так. Компания открывает своё представительство за пределами домашнего региона (дистрибьютор). Там же заключаются договоры на реализацию с местными компаниями — дилерами. Таким образом, дилер получает для реализации товар от иностранной компании официально, по её разрешению. Ввозить крупную партию товара параллельно для реализации без разрешения производителя, в таком случае — заниматься контрабандой.
На некоторых рынках компании присутствуют постольку-поскольку. Или с ограниченной линейкой продукции, или поставили своё развитие там на заморозку. Причин множество: от небольшой выгоды и низкого спроса до «токсичности» стран и значительных репутационных потерь. В таких случаях часто включается механизм параллельного импорта. В том числе, на автомобильном рынке. Работает это следующим образом. Автомобильное предприятие (например, из Германии) заключает договор на поставку машин с той или иной компанией на рынке той или иной страны (например, Казахстан, Турция, Армения). А уже эта компания, в свою очередь, без разрешения производителя ввозит партии автомобилей на территорию другой страны (например, России). Таможенные органы этому не препятствуют, так как работает тот самый параллельный импорт.
Плюсы параллельного импорта
Несомненным плюсом можно считать восстановление (хоть, и частичное) рынка автомобильных запчастей. Сейчас на территории России рынок запасных частей для иномарок сильно просел, выросли цены, появился дефицит на некоторые категории и марки. Многие россияне, которые ранее пользовались оригинальными запчастями, ставят китайские аналоги, которые (зачастую) качеством не отличаются. То есть, реально рабочая и нужная часть параллельного импорта в России — это импорт запасных частей для автомобилей.
Также плюсом можно считать спасение хоть какого-то рынка новых автомобилей, с которыми у нас уже давно большие проблемы. Началось всё в период пандемии из-за дефицита полупроводников и сильно усугубилось с конца февраля по иным понятным причинам. Но тут стоит понимать, что параллельный импорт выгоден на рынке премиальных товаров (автомобилей). Для бюджетного класса это смысла особого не имеет, так как сильно затратно:
- автомобиль покупается за валюту. Причем, по реальному курсу, а не какому-то иному;
- посредники несут немалые издержки по транспортировке автомобилей;
- посредники несут немалые издержки по страховке транспортируемых автомобилей;
- дополнительные затраты — таможенные пошлины;
Ну, и ещё дополнительно в ценник добавляются немалые расходы внутренних российских дилеров (сертификация машин, аренда помещений, транспортировка, зарплаты сотрудникам, налоги и т.д.). И всё это затем добавится в ценник условного бюджетного автомобиля, который автоматически вылезет по стоимости уже в совершенно иной класс. Дешевле будет покупателю самому съездить в условный Казахстан или Турцию, и купить там автомобиль, растаможив его, как физическое лицо.
Минусы параллельного импорта
Главный минус такого импорта — отсутствие поддержки производителя. Проще говоря — отсутствие гарантии. В плане автомобильного импорта мы уже сталкивались с подобными вещами в 90е годы, когда на территории России ещё не было официальных дилеров. О гарантии на 3 года или 100 тысяч километров тогда можно было только мечтать. Сейчас, если всё будет происходить по аналогичному сценарию, автовладельцы смогут рассчитывать только на гарантию дилера. И то, если он окажется порядочным. Каков будет срок гарантии и условия, пока не совсем понятно. Но даже наш АвтоВАЗ на наши «Лады» гарантию снизил уже на год.
Что в итоге
Параллельный импорт — это не выход из ситуации и не панацея для восстановления авторынка. Это, по сути, временная мера, заплатка. Более того, заплатка для ограниченной части рынка, для очень ограниченной. И от этого нужно пытаться поскорей уходить. Если, конечно, мы хотим вернуть нормальный мощный автомобильный рынок в страну. Ну, а, если мы этого делать не планируем, если понимаем, что уровень достатка граждан не позволит никогда больше покупать по 4 миллиона автомобилей в год, то в таких условиях можно просуществовать достаточно долго. Многие десятилетия. Всё просто: нет спроса — нет проблем с авторынком.
«Помните, как отучают массу людей употреблять соль или сахар? Начинают орать на каждом углу, что это — вредно. Вот и здесь. Не говорить же людям, что они обеднели или о дефиците? Будут говорить, что личный автомобиль — это неудобно, плохо, излишек и так далее. Надо убедить общество, что ему это не нужно», — отметил автомобильный обозреватель Александр Сапельников.
P.S. Конечно же, в материале нет слова, которое сейчас произносит чуть ли не каждый автомобильный эксперт. Слово, которое призвано вернуть автомобильный рынок на докризисные показатели за достаточно сжатый промежуток времени. Конечно же, это слово — Китай. С такими темпами захвата рынка, через десяток лет россияне массово сменят свой европейский и американский обветшалый автопром на новые автомобили китайских брендов. Выход это из ситуации? Несомненно, выход. Но это быстро не делается, и в переходный период, как раз, нужен тот самый параллельный импорт.
Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)
Тест-драйв Renault Duster нового поколения в Дагестане
Большие гонки. 6 самых популярных автомобилей из кино
Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?
Берегись автомобиля. Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать
Китайские компании бьют рекорды продаж в России
Краснодар, Сочи и Анапа – самые аварийные города Кубани по количеству ДТП
В России запустят огромные гигафабрики по производству аккумуляторов для электрокаров
В Усть-Лабинске на СТК «Пилот» состоится первый этап Кубка Краснодарского края по дрифту
В России воителям хотят разрешить тонировку передних стекол
Стали известны плюсы и минусы Lada Aura для использования на юге России