Евгений Мельченко

Деймон Хилл: 20 лет спустя

Деймон Хилл: 20 лет спустя © Фото ЮГА.ру

Двадцать лет назад чемпионом мира "Формулы-1" стал британец Деймон Хилл

В этом году 20-летие с момента завоевания своего чемпионского титула отмечает один из лучших пилотов "Формулы-1" XX века, сын легендарного чемпиона "Королевских автогонок" 60-ых годов и единственного в истории победителя трех самых престижных гонок в мире Грэма Хилла — Деймон Хилл.
К такому своеобразному юбилею Деймон выпустил свою автобиографию под названием "Watching the Wheels: My Autobiography", в которой рассказал о своих взаимоотношениях с коллегами по чемпионату мира во времена выступления в "Формуле-1". Естественно, большая часть автобиографии посвящена и самому зрелищному противостоянию тех времен — борьбе Хилла и Михаэля Шумахера.

Совсем недавно, в интервью журналу "F1 Racing", Хилл рассказал небольшую историю о тех временах.

"После двух весьма бурных сезонов тот чемпионат сложился относительно просто, — рассказал Хилл. — К тому времени я уже был опытным гонщиком. Это был мой четвёртый полный сезон в "Формуле-1", и я уже в полной мере освоился в Williams. И впервые получил машину, в полной мере адаптированную под меня, если учесть мой размер обуви 46-го размера.

Наш инженер Эдриан Ньюи построил для меня просто замечательную машину. Рост гонщиков в гонках обычно меньше 180 сантиметров, и размер ноги у них соответствующий, поэтому педальные колодцы практически всегда очень тесные. А в те времена, если вы помните, они были ещё теснее, потому что в машинах было три педали. Пространства между педалями сцепления и газа было так мало, что аккуратно и точно тормозить было для меня крайне затруднительно — ногу было просто негде поставить. Поэтому получить такую машину, как FW18, было настоящей роскошью. Эдриан постарался, чтобы она мне подходила, и у него получился настоящий шедевр.

В 1996-м Williams была лучшей командой, у неё были и лучшая машина, и лучший двигатель — Renault V10. Жак Вильнёв оказался хорошим напарником. Несмотря ни на что, нам было приятно работать друг с другом. В предыдущие два сезона стрессов было столько, что после этого 1996 год доставил максимум удовольствия.

Мне было очень комфортно в команде, там понимали, что у меня больше опыта, чем у Жака, и могли на меня положиться. Трассы, на которых мы выступали, для него были новыми. Так что я был зрелым профессионалом, да ещё и на 11 лет старше Жака.

Что касается непримиримой вражды с Михаэлем Шумахером в предыдущие годы, то всё это было придумано прессой. Ну, практически всё. Соперничество было не более напряжённым, чем с любым другим хорошим гонщиком. Михаэль был особенным в том плане, что он отличался характерными манерами, отношением к работе, но был и ещё один момент: он выступал в Benetton, и складывалось впечатление, что эта команда всё время пыталась прибегать к каким-то новым хитростям. На этом фоне я казался "послушным мальчиком", который не помышлял ни о каких технических пакостях.

За пределами трассы я с Михаэлем, в принципе, не общался. Однажды в Австралии, в 1993-м, мы вместе отправились понырять с аквалангом на Барьерный риф, но оказалось, что познакомиться с этим парнем поближе невозможно. Складывалось впечатление, что он абсолютно непроницаем. Возможно, у него был слишком профессиональный подход к спорту.

Он прекрасно владел английским — лучше, чем я немецким. Он очень умён, но, по-моему, иногда не тем занимался. Глядя на него, я думал, что если бы у меня были его таланты, я бы действовал совершенно по-другому. Ты всегда хочешь победить, и мне не нравилось, когда он меня опережал, но дело не только в том, что мне не хотелось проигрывать. Я хотел противостоять его отношению к соперникам, которое мне казалось довольно циничным и высокомерным.

Но гонщик он искусный, так что соперник мне достался сложный, невероятно талантливый, быстрый и очень умный, если вспомнить, как он строил борьбу с соперниками. Можно сказать, что я был его первой жертвой. Хотя, на самом деле, его первой жертвой стал Айртон Сенна от которого он, возможно, и перенял отношение к делу и некоторые черты поведения.

Однако он поразил нас всех, выиграв семь титулов. Никто об этом и помыслить не мог, даже Ален Прост. Но взгляды Михаэля на всё были совершенно не такими, как у остальных гонщиков.

Если говорить о Сенне, который стал моим напарником в 1994 году, то он был знаменитостью и при этом отличался особым обаянием. Он был настоящей звездой в том смысле, что всё, чем он занимался, создавало вокруг него этот ореол. Он полностью выражал себя через свою волю к победе, и люди это видели.

Он пришёл в Williams, чтобы побеждать, но то, что он увидел в команде, его встревожило. Возможно, он в чём-то был неправ, но, понимаете, ему было чуждо лукавство. Он был готов бороться за принципы справедливости: сделайте так, чтобы условия были справедливыми, а потом посмотрим, кто окажется лучше.

После того "черного уик-энда" в Имоле, когда погиб Сенна, я задумался об уходе из "Формулы-1", но это было со мной не впервые. Тогда все об этом задумались. Я терял напарников и раньше. Мой отец, Грэм Хилл, тоже терял напарников, когда выступал в "Формуле-1". Ты проходишь через эти переживания. Но я получал удовольствие от своей работы — ну, а чем бы я еще мог заниматься?

В те времена "Формула-1" была иной. Не будем забывать, что у нас в Williams тогда работало около 150 человек. Судя по результатам различных исследований, оптимальный коллектив должен быть как раз таким по численности, и тогда каждый сотрудник ещё будет ощущать свою значимость. Это было эффективно. А сейчас в командах по 600 человек и больше, и добиться этого уже невозможно.

Это уже не назовёшь компанией счастливых людей, которые любят гонки. Сейчас организации переросли этот уровень, хотя нельзя сказать, что ставки возросли — вряд ли желание добиться успеха сейчас выше, но выше стал уровень инвестиций и затрат, которые несут компании.

На этом фоне роль гонщика несколько снизилась. В Mercedes не могут позволить, чтобы команда получила плохой PR — именно в этом самое большое различие. Технологии тоже стали совсем другими. Но гонщикам это нравится, они любят всякие кнопки и рычажки. В технологическом плане "Формула-1" очень привлекательна, ведь это ещё и соревнование инженеров, которые тоже работают в условиях жёсткого прессинга, а эта сторона спорта недостаточно хорошо известна широкому зрителю.

Разница ещё и в том, что коммерческая сторона теперь доминирует над чисто спортивной составляющей, тогда как в моё время на первом плане было именно соревнование гонщиков.
Это важно, в этом суть спорта. Люди хотят видеть, как двое равных по силе соперников отчаянно сражаются друг с другом — будь то теннис, гольф, бокс или лёгкая атлетика. Но "Формула-1" — забавный спорт, оценить сильные и слабые стороны которого всегда было трудно.

Команды выдвигают корпоративные требования, заботятся о позитивном имидже, поскольку в корпорациях не любят противоречивые моменты, они хотят, чтобы всё было хорошо, им нужна гармония. И это тоже своего рода противоречие, присущее "Формуле-1".

Более подробно о пути чемпиона "Формулы-1" Деймона Хилла любители автоспорта смогут ознакомиться уже с 8 сентября, когда книгу выпустит в свет издание "Pan McMillan".

Версия страницы для ПК


Свежие статьи

Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)

Тест-драйв Renault Duster нового поколения в Дагестане

Большие гонки. 6 самых популярных автомобилей из кино

Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?

Берегись автомобиля. Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать

Все статьи

Главные новости

На российском рынке подорожали автомобили УАЗ всех моделей

АвтоВАЗ готовит новую модель Lada, это будет кроссовер

Жители Краснодарского края набрали 8,13 млрд рублей в качестве автокредитов в первом квартале 2024 года

Купить «Ладу» теперь можно новым способом – на Мегамаркете

У российских автомобильных дилеров закончились модели Lada Largus

На российский рынок вышел новый Exeed TXL, уже известна стоимость

Лента новостей