Евгений Мельченко

Деймон Хилл: 20 лет спустя

Деймон Хилл: 20 лет спустя © Фото ЮГА.ру

Двадцать лет назад чемпионом мира "Формулы-1" стал британец Деймон Хилл

В этом году 20-летие с момента завоевания своего чемпионского титула отмечает один из лучших пилотов "Формулы-1" XX века, сын легендарного чемпиона "Королевских автогонок" 60-ых годов и единственного в истории победителя трех самых престижных гонок в мире Грэма Хилла — Деймон Хилл.
К такому своеобразному юбилею Деймон выпустил свою автобиографию под названием "Watching the Wheels: My Autobiography", в которой рассказал о своих взаимоотношениях с коллегами по чемпионату мира во времена выступления в "Формуле-1". Естественно, большая часть автобиографии посвящена и самому зрелищному противостоянию тех времен — борьбе Хилла и Михаэля Шумахера.

Совсем недавно, в интервью журналу "F1 Racing", Хилл рассказал небольшую историю о тех временах.

"После двух весьма бурных сезонов тот чемпионат сложился относительно просто, — рассказал Хилл. — К тому времени я уже был опытным гонщиком. Это был мой четвёртый полный сезон в "Формуле-1", и я уже в полной мере освоился в Williams. И впервые получил машину, в полной мере адаптированную под меня, если учесть мой размер обуви 46-го размера.

Наш инженер Эдриан Ньюи построил для меня просто замечательную машину. Рост гонщиков в гонках обычно меньше 180 сантиметров, и размер ноги у них соответствующий, поэтому педальные колодцы практически всегда очень тесные. А в те времена, если вы помните, они были ещё теснее, потому что в машинах было три педали. Пространства между педалями сцепления и газа было так мало, что аккуратно и точно тормозить было для меня крайне затруднительно — ногу было просто негде поставить. Поэтому получить такую машину, как FW18, было настоящей роскошью. Эдриан постарался, чтобы она мне подходила, и у него получился настоящий шедевр.

В 1996-м Williams была лучшей командой, у неё были и лучшая машина, и лучший двигатель — Renault V10. Жак Вильнёв оказался хорошим напарником. Несмотря ни на что, нам было приятно работать друг с другом. В предыдущие два сезона стрессов было столько, что после этого 1996 год доставил максимум удовольствия.

Мне было очень комфортно в команде, там понимали, что у меня больше опыта, чем у Жака, и могли на меня положиться. Трассы, на которых мы выступали, для него были новыми. Так что я был зрелым профессионалом, да ещё и на 11 лет старше Жака.

Что касается непримиримой вражды с Михаэлем Шумахером в предыдущие годы, то всё это было придумано прессой. Ну, практически всё. Соперничество было не более напряжённым, чем с любым другим хорошим гонщиком. Михаэль был особенным в том плане, что он отличался характерными манерами, отношением к работе, но был и ещё один момент: он выступал в Benetton, и складывалось впечатление, что эта команда всё время пыталась прибегать к каким-то новым хитростям. На этом фоне я казался "послушным мальчиком", который не помышлял ни о каких технических пакостях.

За пределами трассы я с Михаэлем, в принципе, не общался. Однажды в Австралии, в 1993-м, мы вместе отправились понырять с аквалангом на Барьерный риф, но оказалось, что познакомиться с этим парнем поближе невозможно. Складывалось впечатление, что он абсолютно непроницаем. Возможно, у него был слишком профессиональный подход к спорту.

Он прекрасно владел английским — лучше, чем я немецким. Он очень умён, но, по-моему, иногда не тем занимался. Глядя на него, я думал, что если бы у меня были его таланты, я бы действовал совершенно по-другому. Ты всегда хочешь победить, и мне не нравилось, когда он меня опережал, но дело не только в том, что мне не хотелось проигрывать. Я хотел противостоять его отношению к соперникам, которое мне казалось довольно циничным и высокомерным.

Но гонщик он искусный, так что соперник мне достался сложный, невероятно талантливый, быстрый и очень умный, если вспомнить, как он строил борьбу с соперниками. Можно сказать, что я был его первой жертвой. Хотя, на самом деле, его первой жертвой стал Айртон Сенна от которого он, возможно, и перенял отношение к делу и некоторые черты поведения.

Однако он поразил нас всех, выиграв семь титулов. Никто об этом и помыслить не мог, даже Ален Прост. Но взгляды Михаэля на всё были совершенно не такими, как у остальных гонщиков.

Если говорить о Сенне, который стал моим напарником в 1994 году, то он был знаменитостью и при этом отличался особым обаянием. Он был настоящей звездой в том смысле, что всё, чем он занимался, создавало вокруг него этот ореол. Он полностью выражал себя через свою волю к победе, и люди это видели.

Он пришёл в Williams, чтобы побеждать, но то, что он увидел в команде, его встревожило. Возможно, он в чём-то был неправ, но, понимаете, ему было чуждо лукавство. Он был готов бороться за принципы справедливости: сделайте так, чтобы условия были справедливыми, а потом посмотрим, кто окажется лучше.

После того "черного уик-энда" в Имоле, когда погиб Сенна, я задумался об уходе из "Формулы-1", но это было со мной не впервые. Тогда все об этом задумались. Я терял напарников и раньше. Мой отец, Грэм Хилл, тоже терял напарников, когда выступал в "Формуле-1". Ты проходишь через эти переживания. Но я получал удовольствие от своей работы — ну, а чем бы я еще мог заниматься?

В те времена "Формула-1" была иной. Не будем забывать, что у нас в Williams тогда работало около 150 человек. Судя по результатам различных исследований, оптимальный коллектив должен быть как раз таким по численности, и тогда каждый сотрудник ещё будет ощущать свою значимость. Это было эффективно. А сейчас в командах по 600 человек и больше, и добиться этого уже невозможно.

Это уже не назовёшь компанией счастливых людей, которые любят гонки. Сейчас организации переросли этот уровень, хотя нельзя сказать, что ставки возросли — вряд ли желание добиться успеха сейчас выше, но выше стал уровень инвестиций и затрат, которые несут компании.

На этом фоне роль гонщика несколько снизилась. В Mercedes не могут позволить, чтобы команда получила плохой PR — именно в этом самое большое различие. Технологии тоже стали совсем другими. Но гонщикам это нравится, они любят всякие кнопки и рычажки. В технологическом плане "Формула-1" очень привлекательна, ведь это ещё и соревнование инженеров, которые тоже работают в условиях жёсткого прессинга, а эта сторона спорта недостаточно хорошо известна широкому зрителю.

Разница ещё и в том, что коммерческая сторона теперь доминирует над чисто спортивной составляющей, тогда как в моё время на первом плане было именно соревнование гонщиков.
Это важно, в этом суть спорта. Люди хотят видеть, как двое равных по силе соперников отчаянно сражаются друг с другом — будь то теннис, гольф, бокс или лёгкая атлетика. Но "Формула-1" — забавный спорт, оценить сильные и слабые стороны которого всегда было трудно.

Команды выдвигают корпоративные требования, заботятся о позитивном имидже, поскольку в корпорациях не любят противоречивые моменты, они хотят, чтобы всё было хорошо, им нужна гармония. И это тоже своего рода противоречие, присущее "Формуле-1".

Более подробно о пути чемпиона "Формулы-1" Деймона Хилла любители автоспорта смогут ознакомиться уже с 8 сентября, когда книгу выпустит в свет издание "Pan McMillan".

Версия страницы для ПК


Свежие статьи

Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)

Тест-драйв Renault Duster нового поколения в Дагестане

Большие гонки. 6 самых популярных автомобилей из кино

Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?

Берегись автомобиля. Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать

Все статьи

Главные новости

Китайские компании бьют рекорды продаж в России

Краснодар, Сочи и Анапа – самые аварийные города Кубани по количеству ДТП

В России запустят огромные гигафабрики по производству аккумуляторов для электрокаров

В Усть-Лабинске на СТК «Пилот» состоится первый этап Кубка Краснодарского края по дрифту

В России воителям хотят разрешить тонировку передних стекол

Стали известны плюсы и минусы Lada Aura для использования на юге России

Лента новостей