Евгений Мельченко

Автомобильный рынок. Что год грядущий нам готовит?

Автомобильный рынок. Что год грядущий нам готовит? © Фото ЮГА.ру

Прогноз на 2015 автомобильный год

Прошлый год стал для автомобильного рынка вполне успешным. Именно так. Продажи в мире увеличились по сравнению с 2013 годом почти на три процента. Лидерами по продажам автомобилей стали, естественно, США и Китай. Именно благодаря этим двум странам концерны могут спать спокойно, не беспокоясь за прибыль. Все это происходило на фоне жуткого кризиса автомобильного рынка в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ за 2014 год снизились практически на 11% к прошлогоднему уровню продаж и составили цифру, равную 2-ум миллионам автомобилей. На самом же деле цифра эта могла быть намного ниже, а процент падения выше. Ситуацию "поправил" бум продаж конца года, когда из-за падения курса рубля, люди начали в буквальном смысле сносить с прилавков крупную электронику и, конечно же, автомобили. "У нас в автосалоне не осталось ничего, кроме новогодней елки", – сказал сотрудник салона Honda в середине декабря 2014 года. После такой замечательной распродажи дилеры в буквальном смысле закрылись от комментариев. Никто ничего не мог сообщить о том, что будет после январских праздников. Нерешительность или даже трусость дилеров объясняется тем, что существуют очень большие риски того, что в связи с возможным продолжением падения российского рубля закупки новых автомобилей могут обернуться крахом в 2015 году. Однако удивляет то, что никто, ну или практически никто, не рискует. Смелость многих игроков автомобильного рынка на деле оказывается "пшиком". Не хватает только "Лебединого озера" вместо рекламных роликов в автосалонах. Из этого следует, что наш рынок слаб не только из-за экономической составляющей, но и из-за неопытности, необразованности и нерешительности многих его игроков. Что же дальше? На мой взгляд, существует два сценария развития событий.

Первый из них является чрезвычайно оптимистичным. В течение ближайших трех – четырех месяцев цены на нефть вырастут до 90 – 110 долларов за баррель, курс американской валюты к рублю падает до уровня 37 – 40 рублей, банки понижают процентную ставку по кредитам и делают их доступными для населения. Плюс ко всему стоит учесть то, что должны быть отменены или смягчены санкционные воздействия на российскую экономику со стороны США и Евросоюза. Уровень же локализации ведущих игроков автомобильного рынка в России (таких, как, например, Toyota) повышается до уровня 80 – 90 процентов. Цены на автомобили в данном случае останутся на уровне 2014 года, а благодаря лояльности банков, продажи начинают медленно, но верно расти. Рост в данном случае составит 15 – 20 процентов от уровня 2014 года, то есть, практически возвращаются к показателям вполне успешного 2013-го. Сказка, которая вряд ли будет иметь что-то общее с реальностью. Хотя, не скрою, очень хотелось бы ошибаться.

Второй сценарий предполагает то, что наш президент провозгласил в новогоднем поздравлении россиян. Терпеть, стиснув зубы, придется всем и на всех фронтах. В том числе, и на автомобильном рынке. Несмотря на заявления глав Франции и Германии о том, что санкции необходимо смягчить или вовсе отменить, уверен, что США придерживаются иной точки зрения, а это значит, что нынешняя ситуация на рынках сохранится или даже ухудшится. Цена на нефть составит примерно 45 – 55 долларов за баррель. Курс валюты США при этом составит величину порядка 57 – 65 рублей за единицу американской валюты. Ставки по кредитам при этом вырастут на 5 – 8 процентов, а доступность этих самых кредитов резко сократится. Прибавим к этому и прогнозируемый рост невозвратов кредитных средств, взятых ранее заемщиками. В итоге мы имеем выросшие цены на автомобили плюс дорогие и недоступные кредиты. Это приведет к падению автомобильного рынка в России на 15 – 20 процентов по отношению к самому плохому периоду 2014 года. Итого имеем более 40 процентов потерь за два года. Ужасная ситуация.

Конечно, существует несколько факторов, которые и при самом негативном развитии событий могут несколько смягчить ситуацию, послужив в какой-то мере подушкой безопасности. Первый из таких факторов – это государственная программа утилизации. Скидка в 50 – 70 тысяч рублей на автомобиль сократит выросший процент стоимости автомобиля до более или менее приемлемого. Но стоит учесть то, что программа работает не во всех случаях и распространяется только на автомобили, произведенные в России. Как бы то ни было, но для "поднятия" рынка и такой способ вполне приемлем.

Второй смягчающий фактор – это сам рынок. В 2015 году мы увидим много новинок на рынке. Некоторые из них еще до официального выхода уже становятся бестселлерами. Так, например, новая Camry, уверен, будет продаваться, традиционно, очень хорошо. Даже, несмотря на взлет цен. Японский концерн планирует продать 35 тысяч автомобилей за 2015 год, что на 5 тысяч больше, чем план на предыдущее поколение. Новый Lexus NX уже перевыполнил план по предпродажам. В сегменте бюджетных автомобилей вполне хорошие перспективы у Skoda Fabia следующего поколения. О новом Discovery Sport также не стоит забывать. Автомобиль имеет немало поклонников в России, и они захотят получить новинку.

Ну и, конечно же, АвтоВАЗ. Куда же без него? Наша родная "железяка" в 2015 году рискует быть тем спасательным кругом российского автомобильного рынка, который при правильных действиях руководства может не только увеличить собственные продажи, но и вернуть себе симпатии российского потребителя, который будет покупать автомобили Lada не от безвыходности, а по желанию, выбирая из ряда конкурентов. В данный момент я говорю о модели Vesta. Автомобиль получил хороший, интересный дизайн. А у нас в стране, как известно, встречают по одежке. Ну и начинка вполне соответствует уровню конкурентов по классу. Осталось самое важное: узнать о качестве автомобиля и его стоимость на рынке, которая и решит, пересядет ли россиянин на ВАЗ или выберет очередного корейца, чеха или бюджетного немца. Заранее ясно, что при стоимости данного автомобиля порядка 600 тысяч рублей – у него нет шансов. Разве что, если "заставить" потребителя покупать его насильно. А такие методы у нашего государства сейчас, как известно, в тренде. Поэтому, чем черт не шутит.

Однако это все прогнозы и предположения. Рынок – вещь интересная и уникальная для каждого региона. В России это понятие, традиционно, крайне непредсказуемо. Многие руководители при словосочетании "волатильность курса рубля" теряют волю и связь с реальностью, отказываясь от всего и буквально следуя курсом "моя хата с краю".

Хотелось бы, конечно, большей решительности от игроков автомобильного рынка, больше риска и предложения, но, к великому сожалению, готовы на это далеко не все.

Версия страницы для ПК


Свежие статьи

Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)

Тест-драйв Renault Duster нового поколения в Дагестане

Большие гонки. 6 самых популярных автомобилей из кино

Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?

Берегись автомобиля. Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать

Все статьи

Главные новости

Китайские компании бьют рекорды продаж в России

Краснодар, Сочи и Анапа – самые аварийные города Кубани по количеству ДТП

В России запустят огромные гигафабрики по производству аккумуляторов для электрокаров

В Усть-Лабинске на СТК «Пилот» состоится первый этап Кубка Краснодарского края по дрифту

В России воителям хотят разрешить тонировку передних стекол

Стали известны плюсы и минусы Lada Aura для использования на юге России

Лента новостей