Как истинные автолюбители и поклонники автомагистральных приключений, в начале декабря мы решились на сумасшедший шаг и отправились в автопутешествие по Европе. Цели и мотивы данного поступка до сих пор пытаются обрести какую-то законченную форму в наших головах, но, тем не менее, нас ждал богатый опыт и бесценные знания, приобретенные в поездке.
Итак, по порядку. С огромным энтузиазмом, полным баком и бодрым состоянием духа мы выехали из города Краснодара в направлении Ростовской области. Не обращая внимания на наши, как впоследствии оказалось, прекрасные дороги, мы промчались через город Таганрог в направлении Украинской границы. После некоторых формальностей мы въехали на территорию братского государства. Сразу хочется отметить то, что дороги Краснодарского края мы вспомнили практически сразу, за шлагбаумом таможни. Ибо скорость наша упала до немыслимых рекордов медленного передвижения. Сразу начинаешь понимать, что, в принципе, в России осталась всего одна беда. В сравнении с украинской, вторая смотрится совершенно по иному. Незабываемые впечатления от трасс через Одессу, Умань, Винницу и Львов надолго останутся в наших сердцах. Некоторые картины, открывающиеся нашему взору, напоминали фрагменты постапокалиптического будущего какого-либо фильма-катастрофы. Брошенные дома в деревеньках то и дело проплывали мимо нас, трясущихся по избитым временем дорогам. Медленно, но верно преодолевая расстояние, отделяющее нас от границы с Евросоюзом, мы отметили, что в небольших украинских городках люди вполне доброжелательные и мягкие. А вот в крупных городах, например, в Виннице и Львове, на просьбу показать дорогу некоторые отвечали многозначительным "не розумію". Но даже такая реакция на наше присутствие не смогла как-либо испортить общее впечатление от украинцев. В целом, люди здесь очень гостеприимные и приветливые. А украинская кухня — это вообще отдельный разговор, которому можно посвятить сотни и тысячи страниц благодарности и восторга. Конечно же, нами был отведан прекрасный борщ и украинская запеченная картошка с чесноком. Облизав пальчики и поклонившись украинской земле, мы прибыли к границе с Польшей.
Здесь обрушились ещё некоторые наши стереотипы и не оправдались прогнозы напутствующих нас "знатоков" таможенных кордонов. Вся процедура въезда на территорию Польши заняла не более часу времени. А приветливая девушка-таможенник вселила в нас надежду на мягкость и учтивость поляков. Ранним утром мы достигли прекрасного города Краков. Несмотря на намеченные сроки поездки, мы решили остановиться и познакомиться с достопримечательностями города. Величественные костелы и замки Кракова довольно долго не отпускали нас в дорогу. На одном из памятников мы увидели табличку, где в камне высечена благодарность советским воинам, спасшим город Коперника от разрушения в период фашистской оккупации. Здесь уже вполне ощущается дух старой Европы, а архитектура колыбели католической церкви представляет нашему взору отличные образцы мастерства строителей средних веков. Мы не могли обойти вниманием всемирно известную Королевскую дорогу. Пройдя по ней, можно рассмотреть практически все то, чем известен Краков. Прогулявшись к Дворцу Епископов и посетив памятник Римскому папе Иоанну Павлу Второму, мы направились к ожидавшему нас на набережной автомобилю.
Выехав из Кракова, мы направились в сторону Германии через польский Вроцлав. Дорога в Дрезден, как и, впрочем, все дороги западнее границ Евросоюза, впечатляла качеством и, особенно, скоростным режимом. Передвигаться по гладким, как стекло, дорогам со скоростью свыше 130 километров в час — это истинное удовольствие для любого водителя. Дрезден мы увидели сквозь пелену ночи. Но, несмотря на это, город приветливо освещал многочисленными огнями наш путь. Город очень красивый, несмотря на то, что во время Второй Мировой был практически уничтожен союзническими бомбардировками. Следующая остановка была запланирована в Нюрнберге — родине одного из известнейших автомобильных салонов в мире и, конечно же, знаменитого Нюрбургринга. Автомобильным духом буквально пропитана вся Европа. Автосалоны, спортивные учреждения и гоночные трассы: от великолепных картодромов до знаменитых мест, где проходят этапы Чемпионата мира по гонкам в классе Формула-1. Истинному автолюбителю здесь есть чем "полакомиться".
Передвигаясь дальше, мы не смогли удержаться, и сделали небольшой крюк через Прагу. Позволить себе проехать мимо чешской столицы и не посетить знаменитую пражскую рождественскую ярмарку мы не могли. Гостеприимный старый город встретил нас хороводами и праздничными песнями вокруг прекраснейшей новогодней елки на центральной площади. Отведав национальных мясных блюд, и подняв бокалы под бой знаменитых старинных часов, под задорную песенку "Jožin z bažin", мы отправились на ночлег, чтобы ранним утром продолжить наше путешествие.
Стоит отметить довольно демократичные цены на проживание и продовольствие в Чехии. Этот факт, возможно, поможет автопутешественникам в выборе маршрута поездок по Европе. Также отметим сравнительно высокие цены на топливо в Евросоюзе. Забегая вперед, сообщим, что самое недорогое топливо мы обнаружили в Испании и Австрии, а наивысшая стоимость бензина наблюдалась в Италии и Франции. То есть, если ехать с запада на восток, то заправив полный бак в Испании, можно неплохо сэкономить и добраться практически до Австрии через север Италии, где потребуется совсем небольшое пополнение запасов топлива. Если же ехать с востока на запад, то после заправки в Австрии желательно поэкономить топливо и подъехать ближе к Испании. Все, конечно, зависит от прожорливости "железного коня", но, все же, взять на заметку это обстоятельство не помешает.
Итак, следующей нашей целью был город Мюнхен. Путь из Праги в Германию лежал по живописным местам национального парка Шумава, где в окрестностях городка Железна-Руда нашему взору предстали невероятной красоты пейзажи. Дорогу буквально окутали, цепляющие верхушками облака, огромные пушистые заснеженные ели. Несмотря на мороз и снегопад, дорога в этих местах сухая и не скользкая, что, несомненно, удивляет начинающих иностранных автомобилистов. Поднявшись на перевал, мы воспользовались возможностью и остановились, чтобы вдохнуть свежего горного воздуха. Впервые попавшим сюда стоит посетить один из небольших придорожных ресторанчиков. Горячий суп и теплый глинтвейн позволят почувствовать себя на тех самых облаках, которые так бережно и непринужденно поддерживают ели-великаны.
Спустившись по извилистым, но очень живописным дорогам вниз, мы оказались на хорошей автомагистрали. И спустя несколько часов прибыли в Мюнхен. Вот здесь, конечно, можно говорить и спорить очень и очень долго. Говорить и спорить буквально обо всем. О контрасте центра города и окраин. О людях, населяющих этот огромный немецкий город. О местной культуре и национальном (точнее — межнациональном) колорите. И еще на десятки или, быть может, сотни тем. Центральная часть города изобилует памятниками архитектуры, как средневековыми, так и современными. Очень остро чувствуется здесь влияние культуры берлинского андеграунда восьмидесятых-девяностых годов прошлого века. Эта тема буквально пронизывает город от центра к окраинам. Здесь невероятно ярко представлена нынешняя многонациональная Германия. Наше сознание и восточно-европейское восприятие социальных свобод буквально перевернулось, как только мы вышли на улицы Мюнхена. Можно, конечно, наблюдать за этим смешением культур и нравов со стороны, но... все же, можно рискнуть и погрузиться в этот непредсказуемый мир. Хотя бы на мгновение. Чтобы не вдаваться в подробности, которые могут привести фантазию читателя неизвестно куда, отметим, что такие свободы и нравы воцарились в этом огромном немецком городе, как и в большинстве крупных немецких городов, по словам местных сторожил, после сексуальной революции конца семидесятых — начала восьмидесятых годов XX века. Найти продуктовый магазин среди заведений развлекательной индустрии на улицах Мюнхена — задача не из легких. Чтобы окончательно не забыть о предстоящем пути и не утонуть в море немецкой (мюнхенской) действительности, мы буквально запрыгнули в автомобиль и направились к выезду из города. Однако, к нашему удивлению, улицы Мюнхена, то ли специально, то ли спонтанно, расположены так, что выехать из города очень сложно. Указатели приводят водителя обратно, в центр города. После практически четырехчасовой битвы с направлениями, мы вырвались из объятий Мюнхена и помчались долой, в сторону Швейцарии.
Немецкие автомагистрали способствовали довольно быстрому и комфортному пути к границе с Швейцарией, где нас ждал еще один забавный момент. Разглядывая по сторонам очень красивые и высокие скалистые горы, мы, с полной уверенностью и готовностью к посещению страны банков, сыра и часов, уперлись в знак, на котором зияла надпись "Лихтенштейн". Вот уж кого мы действительно обидели своим невниманием, так именно это симпатичное и скромное государство. Искренне извиняясь и скромно опуская глаза в пол, мы проехали территорию Лихтенштейна и, уткнувшись в пограничный шлагбаум, поняли, что границы в Еврозоне все-таки есть. Швейцарские полицейские, изумленно посмотрев на российские регистрационные знаки автомобиля, приоткрыли шлагбаум, и с улыбками пропустили нас безо всяких осмотров и проверок документов.
Дороги в Швейцарии мало чем отличались от немецких. Все то же "скучное" идеально ровное покрытие и обилие информационных табличек вдоль трассы. Разница лишь в том, что в пути мы буквально пронизали это государство посредством многочисленных тоннелей и мостов. В промежутках мелькали небольшие аккуратные города и деревушки. Приближаясь к Женевскому озеру и, собственно, городу Женева, рассуждая о местных особенностях климата, красотах, языковых особенностях (а официальных языков в Швейцарии целых четыре), мы вспомнили еще один факт, который любители автомобилей со всего мира ждут каждый год. Практически каждую весну в Женеве проходит один из самых крупнейших автомобильных салонов в мире. Многие автомобильные легенды начинаются именно здесь — в Женеве. Каждый год здесь, на Международном автосалоне, проходят десятки премьер новых моделей автомобилей практически всех мировых автопроизводителей. Женева, фактически, задает направление автомобильной моды на весь предстоящий год. Говорить о красотах Швейцарии и аккуратности местных жителей можно очень долго. К сожалению, нам не удалось отведать блюда местной кухни, но жизнь продолжается. И продолжался наш путь, следующей остановкой в котором являлся французский город Монпелье.
Далее о дорогах говорить не имеет смысла, ибо мы поняли, что на всей территории Европейского союза они практически одинаковы. Хорошего качества, скоростные и... основные магистрали — платные. Вот здесь позволим себе все-таки остановиться и заострить внимание автопутешественников на том, что платные эти самые магистрали в разных странах по-разному. Вспомнили мы это именно сейчас не просто так. Самый дорогой проезд по магистралям оказался именно во Франции. Например, чтобы пересечь государство по автомагистралям с севера на юг, автомобилисту желательно иметь в кармане не менее двухсот евро. А в совокупности с очень дорогим топливом в этой стране, сумма может возрасти в два раза, что в итоге составит немалые деньги не только для приезжих туристов, но и для местных путешественников. Французы, кстати, стараются объезжать платные магистрали по проселочным дорогам, которые хоть и имеют множество ограничений скорости, но экономят немалые средства в пути.
Также стоит отметить, что по сравнению с другими странами, где нам уже посчастливилось побывать, Франция — очень и очень недешевое, в плане пребывания, государство. И это мягко сказано. Сначала мы уж подумали, что такие цены на услуги проживания, продовольствие и топливо — это признак высокого уровня доходов местного населения. Но затем, по мере продвижения по стране и посещения заведений общественного питания, мы поняли, что французы и сами не очень-то часто посещают кафе и ресторанчики, а стараются питаться продовольствием из крупных сетевых супермаркетов известного и у нас, в России, бренда семьи Мюлье.
Еще одним разочарованием стал тот факт, что во Франции и в землях, что южнее, очень немногие говорят на английском языке. Мало того, многие почему-то специально не хотят говорить на языке, который считается международным. То ли в душах французов и испанцев до сих пор не утихла неприязнь к Англии, с которой оба эти государства имели множество неприятных моментов в истории. То ли английский язык не изучают в местных школах. Это осталось для нас загадкой. Еще больше неприятных моментов оказало на наше путешествие полное отсутствие англоязычных указателей на дорогах. Как будто всякому туристу тут совершенно не рады. Несмотря на популярное мнение о мягкости и вежливости французов, мы столкнулись с ситуацией прямо противоположной. Все наши попытки пообщаться с населением и расспросить о прекрасной стране разбивались о скалы непонимания, а где-то и негативного отношения к путешественникам из России. Возможно, нам попадались не те люди и не в том ключе мы с ними общались, в котором принято на юге Франции, но получилось так, как получилось. Надеемся, что это было лишь некоторое недопонимание.
Продолжение в Часть 2.
Автор: Евгений Мельченко