Обыски, розыск и госконтракты. Что происходит с автодилером «Рольф»
О том, что происходит с крупнейшим российским автодилером с июня 2019 года
В этом году российский авторынок потрясла ситуация, сложившаяся вокруг крупнейшего игрока в отрасли автомобильных продаж.
Речь о компании «Рольф», в дилерские центры и офисы которой в июне пришли с обысками сотрудники СК РФ. А 6 августа федеральные СМИ опубликовали информацию о том, что основателя концерна Сергея Петрова объявили в международный розыск.
Редакция Авто Юга.ру подготовила обзор происходящего. В начале материала также хотелось бы сказать то, что «Рольф» уже поддержали крупные бренды и ассоциации дилеров в России.
Who is mister «Рольф»
Компания «Рольф» является крупнейшим на территории России автомобильным дилером, специализирующимся на реализации новых и подержанных автомобилей. Выручка компании «Рольф» в 2018 году составила 229,7 млрд рублей. Рейтинг агентства Moody's для компании «Рольф» в настоящее время соответствует B1, прогноз — развивающийся.
Также «Рольф» — это более 60 дилерских центров и более 20 автомобильных брендов в Москве и Санкт-Петербурге. Компания, помимо розничной деятельности, занимается дистрибуцией автомобилей Mitsubishi и логистическим бизнесом совместно с компанией NYK Line.
Руководитель и основатель «Рольфа» Сергей Петров
Сергей Анатольевич Петров родом из Оренбурга. В 70-е годы закончил Высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина, служил инструктором. В начале 80-х был уволен в звании майора Советской армии и исключен из партии за участие в демократической организации и «антисоветскую деятельность». В конце 80-х руководил автопрокатной компанией, а в 1991 году создал собственную компанию «Рольф».
С 2007 по 2016 год являлся депутатом Госдумы РФ от партии «Справедливая Россия», был членом комитета по бюджету и налогам. И во время работы в Госдуме, и после не скрывал критического отношения к нынешней власти. Будучи еще депутатом Госдумы РФ, Петров голосовал против резонансных законов (включая предложения Ирины Яровой и «закон Димы Яковлева»), поддерживал протесты против фальсификации результатов выборов в Госдуму 2011 года. Также глава «Рольфа» отказался от голосования по поводу судьбы Крыма.
В настоящее время Сергей Петров проживает за территорией России: «Возвращаться туда, где тебе собираются что-то пришить, я не планирую».
В чем причины обысков и уголовного дела
По информации в первые дни обысков, против Сергея Петрова и нескольких руководителей «Рольфа» возбудили уголовное дело по подозрению в незаконном выводе 4 млрд рублей. В дальнейшем сам руководитель компании рассказал, что дело касается реструктуризации фирмы, которая прошла в 2014 году. Тогда были куплены акции, которые не отображены в ЕГРЮЛ. Но на тот момент «Рольф» был акционерным обществом. То есть эти сведения отображать было, по мнению юристов компании, не обязательно.
Как бы то ни было, мнение правоохранителей умещается в ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов).
По мнению следователей, дела обстояли следующим образом. Пять лет назад, в 2014 году, Петров являлся владельцем трех компаний — «Рольф», «Рольф Эстейт» и «Панабел Лимитед». Он вступил в сговор с руководителями этих компаний и перевел на счета кипрской компании «Панабел Лимитед» средства, полученные от коммерческой деятельности компании «Рольф». Для этого был оформлен подложный договор на приобретение «Рольфом» акций компании «Рольф Эстейт», принадлежавших на тот момент кипрской фирме. Через подконтрольный российский банк деньги были переведены на кипрские счета, открытые в австрийском банке. Вот тут как раз и всплывает эта сумма в 4 млрд рублей. Столько было переведено за акции, стоимость которых, по мнению специалистов СКР, многократно завышена.
Взгляд руководства «Рольфа» на ситуацию
Мнение владельца компании можно назвать однозначным: это банальный рейдерский захват, причиной которого стала его политическая позиция. Об этом он не раз говорил в интервью различным СМИ. Например, в интервью изданию «Настоящее время» глава «Рольфа» Сергей Петров заявил следующее: «Я не знаю как, но они, видимо, подслушивали разговоры оппозиционеров. А я с какого-то момента начал говорить, что больше в Россию инвестировать нет смысла и я буду выводить деньги». По его мнению, это и стало первопричиной обысков и силового давления на компанию. В последние годы, по данным Петрова, практически за всеми транзакциями, переводами и операциями в банках — партнерах компании постоянно следили, изымали документы и так далее. Запрашивали данные за год, за два, за три. Ничего не находили — и за десять лет запрашивали данные. Явно шел поиск чего-то. Впоследствии причина, которая позволила сразу же провести обыск, была обнаружена.
«А как полицейский мозг интерпретирует слова "выводить деньги", "миллиарды", "заграница", "крупные суммы", "богатый"? Это сразу — криминальные деяния. Я же имел в виду, что, законно выплатив дивиденды, уже не вижу смысла инвестировать в России, а буду инвестировать за границей», — добавил Петров. Он также отметил, что проблема нашего бизнеса в том, что многие считают, что им просто позволяют зарабатывать, а не они сами это делают. Это рабская психология, которая является врожденной для многих игроков рынка. Главы некоторых компаний считают, что это не они заработали, а им позволило государство, полицейские и так далее.
По словам Петрова, Кремль предлагал ему «дружбу», но он ее отверг. После этого отношение к нему и компании резко изменилось. Также он не исключает давление из-за слухов о финансировании им оппозиции в России. Петров не скрывает, что всегда с симпатией относился к демократизации и борьбе с коррупцией. Хотя от политических проектов и дел глава «Рольфа» давно отошел. По крайней мере, он об этом заявил в эфире на канале RTVI.
Сегодня Путин, как когда-то Брежнев, стал заложником созданной им самим ситуации. Даже если вдруг на минуту предположить, что он захочет уйти или радикально изменить систему, сделать это ему не дадут. Сохранение путинской элиты у власти до 2020 года может стать одной из главных причин развала страны
Сергей Петров, глава компании «Рольф» изданию «Ведомости»
Что будет дальше, пока не известно. И у руководителя (пока еще) компании такое мнение: «В худшем случае, даже если им удастся разрушить компанию (а это примерно 9 тыс. рабочих мест), то мы можем создать новую. А они не могут. Те, кто умеет делать бизнес, они будут делать бизнес. Кто умеет отнимать, хватать и не пущать, тоже только это и будут делать. По мере их активности наша будет снижаться».
Компания при варианте смены руководства наверняка уступит свои позиции на рынке «особо приближенным» игрокам (о которых ниже). «Также я и бандитам говорил в 90-е. Пожалуйста, забирайте. Я завтра новое открою, но с вами на коленях работать не буду», — пояснил Петров.
Конспирология
Компания «Рольф», как и некоторые другие компании, поставляет автомобили силовым структурам, таким как МВД и ФСБ. И то, что силовики пришли в офисы компании с обысками, может показаться странным, учитывая объемы поставок.
Тут всплывает история из разряда конспирологии, которую подтвердить сложно. Дело в том, что буквально сразу после возбуждения уголовного дела «Рольф» выиграл конкурс на поставку машин для МВД на сумму в 2,8 млрд рублей. Что касается ФСБ, то с этой службой компания работает по контракту на 600 млн рублей.
Ранее и по сей день для МВД машины поставлял дилер «Мэйджор» (Major Auto). Сотрудничество этой компании с полицией имеет достаточно долгий срок. Руководству «Мэйджора» могла не понравиться такая активная политика «Рольфа» на рынке. Данные о том, что за компанией «Мэйджор» стоят сын генерала ФСБ Барышникова и полковник Игорь Анисимов (бывший начальник СЭБ УФСБ по Москве), ничем не подтверждены и остаются на уровне слухов и домыслов, например, издания The Moscow Post. Кто реально руководит «Мэйджором», также достоверно не известно. Еще десять лет назад «Банкир.ру» называл таковыми бенефициаров «Автоторгбанка» Павла Абросимова и Александра Никитина.
Это уже второй «невозвращенец» за последние дни. Первым стал Давид Якобашвили, теперь Сергей Петров. Знаком с обоими... Не буду давать оценку следственным действиям, но, к сожалению, про инвестклимат в России можно забыть
Юрий Пронько, «Серебряный дождь»
Согласно информации по государственным закупкам, ООО «Мэйджор Авто Центр» является поставщиком по 132 государственным контрактам на сумму 3 млрд 707 млн 323 тыс. 81 рубль (около 3,1 млрд рублей из них — это поставки МВД).
Итог этой истории может быть каким угодно. Особенно примечательно, что ситуация с «Рольфом» случилась на одной волне с делом по основателю инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви и его арестом, а также делом, где фигурирует Давид Якобашвили, вице-президент Российского союза промышленников и основатели компании «Вимм-Билль-Данн». С обысками к нему пришли сотрудники ФСБ по жалобе его бывшего партнера Бориса Минахи (между прочим, гражданина США). Он обвиняет Якобашвили в краже средств портового элеватора в Ейске (одного из крупнейших зерновых перевалочных пунктов в России). Тут странно само вмешательство ФСБ в, казалось бы, дело между партнерами по бизнесу. Но это уже другая история.
Сложившуюся ситуацию политолог Евгений Минченко характеризует чрезмерным усилением ФСБ, которая «поняла, что так можно», и в последнее время занимается непрофильной для нее деятельностью.
Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)
Тест-драйв Renault Duster нового поколения в Дагестане
Большие гонки. 6 самых популярных автомобилей из кино
Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?
Берегись автомобиля. Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать
Китайские компании бьют рекорды продаж в России
Краснодар, Сочи и Анапа – самые аварийные города Кубани по количеству ДТП
В России запустят огромные гигафабрики по производству аккумуляторов для электрокаров
В Усть-Лабинске на СТК «Пилот» состоится первый этап Кубка Краснодарского края по дрифту
В России воителям хотят разрешить тонировку передних стекол
Стали известны плюсы и минусы Lada Aura для использования на юге России