«На российский авторынок выйдет наш новый кроссовер». Интервью с руководителем Skoda в России Яном Прохазкой
О планах, новинках и маркетинге от первого лица российского офиса чешской компании
Чешский автопроизводитель Skoda чувствует себя на российском рынке достаточно неплохо. Еще большей уверенности чехам прибавил рост продаж кроссовера Skoda Kodiaq к концу текущего года.
Для того чтобы узнать, как обстоят дела у «Шкоды» в России, какие планы у компании на следующий год и какие сюрпризы готовят чехи нашим клиентам, мы отправились в Барселону, где пообщались с руководителем российского офиса Skoda Яном Прохазкой.
После выпуска Skoda Kodiaq на российский рынок многие наши покупатели посчитали его слишком дорогим автомобилем (ценник стартовал с отметки 1 млн 990 тыс. рублей). Теперь продажи «Коди» превышают 2300 экземпляров в месяц (это в топ-10 рынка SUV в России). Чем объяснить такой медленный старт и такой резкий успех в последние месяцы?
— Давайте начнем сначала. Изначально мы привозили «Кодиаки» из Чехии. Это были машины в максимальных комплектациях, растаможенные на границе. Это делало их дороже конкурентов. С апреля текущего года мы начали продавать машины, которые произведены здесь, в России, в Нижнем Новгороде.
Это позволило убрать из цены таможенные сборы и представить потребителю широкую линейку комплектаций, что снизило ценник на кроссовер. Причина продаж более дорогих комплектаций из Чехии в том, что мы не могли игнорировать наших клиентов. Представьте, порядка десятка рейсов из России летают только в Прагу. Люди бы увидели эту машину в Чехии и спросили бы нас, почему этого автомобиля нет в продаже на российском рынке. Это было бы несправедливо по отношению к ним. Нам нужно было познакомить наших клиентов с машиной как можно раньше.
Более того, для нас это был тогда новый сегмент. Надо было подготовить дилерскую сеть, обучить персонал, показать сервисные моменты. То есть это решение [продавать чешские варианты раньше российских — Юга.ру] мы считаем правильным.
Сыграла ли роль в росте продаж государственная поддержка в виде программ «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль»?
— Как мне кажется, эта господдержка помогла вернуть российский авторынок обратно на рельсы после кризиса. Нет, объемов конкретно нам это, наверное, не дало, но это был правильный и положительный шаг со стороны государства, который вернул людей в автосалоны. Не конкретно к какому-нибудь автопроизводителю, а на рынок в целом.
На европейский рынок вышел кроссовер Karoq, на китайский рынок выходит кроссовер Kamiq. Стоит ли ждать какую-нибудь новинку на российском рынке в новом году?
— Мы чувствуем, что нам нужен еще один кроссовер здесь, в России, который располагался бы в линейке под Skoda Kodiaq. С высокой долей вероятности, на российский авторынок выйдет наш новый кроссовер. Планируется вывести его сюда к концу 2019 года, но многое будет зависеть от политической ситуации. То есть от курса валюты, например. Нам нужно ввозить оборудование, строить цеха в Нижнем Новгороде под эту модель. Хочется, конечно, сделать это быстрее. Но ввозить чешский вариант Skoda Karoq до старта российского производства мы не будем. Это будет нецелесообразно. Он в таком случае может получиться дороже Kodiaq.
А как насчет Skoda Kamiq? Есть планы продавать его в России?
— Нет. Таких планов у нас на данный момент нет. Модель изначально планировалась для продажи на авторынке Поднебесной. Для России мы его выпуск не предполагали. Это продукт для китайского клиента с китайскими комплектующими, производящимися на китайских предприятиях.
Не кажется ли вам, что Volkswagen ревнует к успехам Skoda в России? Иначе как объяснить старт продаж VW Tiguan, который произошел гораздо раньше, чем Skoda Kodiaq? «Фольксваген», таким образом, попросту забрал большую часть клиентов в свои дилерские центры и вывел «Тигуан» в топ-10 российского авторынка.
— Мы не считаем, что тут произошла какая-то политическая игра. Просто локализация «Тигуана» произошла быстрее налаживания производства «Кодияка». Тем более для Volkswagen Tiguan это уже вторая генерация модели здесь. Точно так же можно говорить, что Skoda играет против VW, так как модель Octavia продается в России, а Jetta уходит.
Да, именно. Многие поклонники такого рода теорий заговора предполагают, что Volkswagen «отдал» Jetta в угоду скорейшему выводу «Тигуана». Некий размен между брендами одного концерна (Skoda, напомним, является частью Volkswagen Group).
— Нет, конечно же, это не так. Просто объемы продаж модели «Фольксваген», видимо, оказались не на том уровне, на котором им хотелось бы.
А например, со Skoda Fabia произошла та же история? Почему она уехала из России?
— Да, примерно. Тут вопрос цены. Мы не смогли бы ее производить здесь за такой ценник, за который ее могли бы массово покупать российские клиенты.
Но ведь Skoda Superb пока продается у нас. Однако продажи этой модели не так велики.
— Мы постоянно задаем себе вопрос в отношении практически каждой модели в России, нужно ли нам ее здесь продавать или нет? Тем более если машина продается на уровне 1-2 тыс. экземпляров в год. Возникают вопросы коммуникации, логистики и так далее. Но на данный момент могу сказать, что продажи Skoda Superb пока для нас приемлемы. Мы от нее не отказываемся.
Не чувствуете ли конкуренции со стороны китайских автопроизводителей, которые сейчас достаточно агрессивно выходят на российский рынок?
— Игнорировать эту тему сейчас мы, конечно же, не можем. Китайские машины, стоит признать, становятся все качественнее и интереснее для клиентов. Тем более если учесть, какие люди теперь на них работают. Это европейские и американские дизайнеры, конструкторы, инженеры. Мы не можем такое игнорировать. Да, пока они еще не достигают достаточных для конкуренции объемов, но темпы их роста очень велики. Но и мы не стоим на месте. Это им тоже стоит учитывать в свою очередь. Плюс ко всему им предстоит наладить дилерскую сеть, а это самое важное в игре на рынке. Это огромный объем работы, который делается не один год.
Хватает ли количества российских дилеров для реализации автомобилей Skoda в том объеме, в котором хотелось бы на данный момент?
— Сейчас в России 122 официальных дилерских центра Skoda. Этого пока достаточно для реализации машин на том уровне, который имеется в данный момент. Но если на рынок России выйдет новый кроссовер Skoda Karoq, то для объема, который мы предполагаем, дилерскую сеть придется расширять.
В каких регионах продается больше машин с шильдиком Skoda по России? Кто в лидерах?
— Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это юг России: Краснодарский край и Ростовская область. Наши позиции на юге очень сильны. Но хотелось бы быть еще сильнее в Ростовской области. А в Краснодарском крае все отлично: там есть два сильных игрока, это КЛЮЧАВТО и «Юг-Авто». В Ростове — «ААА моторс». В этих дилерах мы уверены и на них делаем ставку.
Какой уровень продаж вы прогнозируете на следующий год? Что будет, по вашему мнению, с российским авторынком в будущем году?
— В этом прогнозе я бы применил такое слово, как стабильность. Сегодня курс валюты один, завтра — другой. Если в этом вопросе будет стабильность, тот темп, что есть сейчас, должен будет сохраниться. Ожидаем чуть больше 1 млн 700 тыс. автомобилей в год.
В целом, чтобы это прогнозировать, нужно видеть будущее. Каждую неделю мы обсуждаем, что творится на рынке, мы пытаемся прогнозировать, смотреть в это будущее. Очень и очень много факторов влияет на это. Но мы должны понимать и давать знать нашим производственным площадкам, к чему им готовиться.
Также Ян Прохазка рассказал, что завод в Нижнем Новгороде, на котором сейчас производится модель Skoda Kodiaq, направляет часть мощностей на обслуживание автомобильного рынка Евросоюза. Машины из России уже поставляются на европейский рынок.
Ну а в следующем году в качестве новинок на нашем рынке мы ждем новый кроссовер Skoda Karoq и обновление седана Superb.
Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)
Тест-драйв Renault Duster нового поколения в Дагестане
Большие гонки. 6 самых популярных автомобилей из кино
Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?
Берегись автомобиля. Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать
Китайские компании бьют рекорды продаж в России
Краснодар, Сочи и Анапа – самые аварийные города Кубани по количеству ДТП
В России запустят огромные гигафабрики по производству аккумуляторов для электрокаров
В Усть-Лабинске на СТК «Пилот» состоится первый этап Кубка Краснодарского края по дрифту
В России воителям хотят разрешить тонировку передних стекол
Стали известны плюсы и минусы Lada Aura для использования на юге России