Страшный сон российских дорожных служб: застелили асфальт, а он лежит и не разрушается.
Причем не разрушается лет 40 или даже 50. Нет, к счастью для них и к сожалению для российских водителей, такой асфальт пока не придумали. А если и придумали, то на наших дорогах он будет, судя по всему, не скоро. Но появилась технология, которая способна сохранять асфальт достаточно долго. Точнее, она позволяет восстанавливать свойства дорожного покрытия быстро и без замены слоев.
Технология будущего? Самовосстанавливающийся асфальт
Как и в петровские времена, нововведение может прийти к нам из Нидерландов. Если точнее, из города Делфт, что в провинции Южная Голландия. В местном университете инженеры уже практически закончили разработку нового покрытия, этого необычного асфальта. Началась история в далеком 2012 году, когда идею представили общественности. Переоценить значение технологии трудно: многие страны сталкиваются с проблемой быстрого разрушения асфальта. И это не всегда связано с экономией на щебне, песке или битуме. Часто из-за сильных перепадов положительных и отрицательных температур трещины и иные дефекты на дороге появляются уже через пару лет. Такой дефект дорожники называют «крокодилом». Он приводит к тому, что трещины быстро разрастаются, разрушая покрытие до критического состояния. Голландцы решили применить простой способ, как и все гениальное.
Технология заключается в том, что в состав покрытия добавляется мелкая стальная стружка, выполненная в виде гранул с гладкими кромками. В естественном эксплуатационном состоянии покрытие практически ничем не отличается от обычного асфальта. Но когда появляются трещины, дорожные службы применяют индукционную машину, которая проходит по поврежденным участкам дороги (по сути, микроволновку). Стружка нагревается, разогревая битум, который заполняет трещины в покрытии. То есть асфальт восстанавливается без замены поврежденных слоев. В общем, это и есть основной принцип технологии.
Далее подобные технологии даже начали развивать для возможности заряжать электрокары во время движения.
Российский аналог
Если испытания пройдут успешно, а окно в Европу Россия не захлопнет, то вполне возможно, что новые технологии появятся и на наших дорогах. Хотя тут же стоит отметить, что и российские ученые в этом направлении работали. И работали достаточно успешно: примерно три года назад была также разработана технология самовосстанавливающегося асфальта. Но у нашего варианта есть отличие от голландского аналога.
Читайте также:
В структуру отечественного покрытия добавляются углеродные многостенные нанотрубки под названием «Таунит-М». Диаметр их составляет в среднем 40 нанометров, длина — до 20 микрометров. При разрушении верхнего слоя покрытия достаточно пройти по нему установкой с СВЧ-излучением и уплотнителем (катком). Это позволяет полностью восстанавливать поврежденные участки и экономить огромные средства на замену разрушенного верхнего слоя асфальта.
То есть разница в подходе между нашими и голландскими технологиями заключается в самом материале, который добавляется в состав покрытия. В остальном подход инженеров примерно равный. Однако голландцы отмечают более широкий спектр использования металлических элементов. С их помощью в дальнейшем можно будет заряжать электромобили, передвигающиеся по дорогам, бесконтактным способом. Но нам пока об этом, к сожалению, задумываться рано. Если учитывать нынешнее положение дел с инфраструктурой для электротранспорта в России и его количество на наших дорогах.
Также не стоит забывать о новом сверхпрочном асфальте с графеновыми трубками, который успешно испытали на трассе М4 «Дон». Его прочность повышена на 67% в сравнении с обычным покрытием. Какую технологию в итоге выберут наши дорожные службы, сверхпрочную или самовосстанавливающуюся, пока непонятно. Но обе имеют довольно высокий потенциал использования.
Как бы то ни было, испытания иностранного и нашего покрытия продолжаются, что не может не радовать. Возможно, в ближайшем будущем затраты на ремонт и строительство дорог существенно сократятся, и это позволит уделить больше внимания инфраструктуре на дорогах и безопасности как пешеходов, так и водителей.