Рекордное время прохождения трассы в 1/4 мили в России принадлежит именно ему. Что представляет из себя самый быстрый «российский» дрэгстер?
Речь об автомобиле Dodge Viper DT под управлением Дмитрия Саморукова. Именно он в 2016 году установил рекорд, который не удалось побить до сих пор. В тот день более двух лет назад о попытке установить рекорд говорили многие. В пресс-ложе коллеги даже делали ставки. Тут стоит отметить, что автоспорт — вещь непредсказуемая. Попыток установить тот или иной рекорд происходит немало, но, как правило, заканчиваются они совсем не рекордами. Техника сложная, настройки зависят от множества факторов. Нужно, чтобы сотни этих самых факторов сошлись воедино на коротком отрезке в 402 метра, где еще прибавляется реакция и состояние пилота. В целом, как говорится, много звезд должно сойтись. Тогда, на трассе автодрома в Грозном, эти звезды сошлись. Результатом стали 6,325 секунды, которые на данный момент и являются официальным российским рекордом дрэга. На днях был зафиксирован результат, равный 6,305 секунды. Однако не беспокойтесь. Его также добился герой нашего материала.
Что же представляет собой самый быстрый автомобиль чемпионата России по дрэг-рейсингу SMP RDRC? Это так называемый автомобиль класса Pro Mod (или Pro Modified), который выступает в классе SU (Super Unlimited) вместе с, например, классическими дрэгстерами (как у Александра Альбина на фото ниже). Pro Mod тем и отличается, что хоть как-то похож на автомобили гражданского использования. Но это лишь внешность, стеклопластиковый обвес, не более. Внутренности здесь — это нечто из иного измерения.
Машина построена командой Harper Motorsports гонщика Билли Харпера в США. Мотор дрэгстера Dodge Viper DT представляет собой V-образный 8‑цилиндровый 4‑карбюраторный агрегат Buck Racing Engines 748 cid объемом 12,2 литра. Мощность без закиси азота — 1450 л.с., с закисью — до 3500 л.с. Угол расположения цилиндров — 90 градусов. Двигатель собирали с нуля специалисты Чарли Бака, гуру спортивного моторостроения США.
Карбюраторы CFM DCOE Quattro с воздухозаборником Jerry Haas Race Cars работают над горючей смесью так, словно адский котел с топливом засасывает в черную дыру. Впускные коллекторы при начале подачи закиси азота направляют топливо напрямую в цилиндры. Да, здесь установлено два баллона (четыре порта) с закисью от компании NOS по 20 кг каждый. Система охлаждения — жидкостная. Отработанные газы выходят по двум титановым прямоточным коллекторам от головки блока за передние колеса с обеих сторон.
Из-за резкого старта применена система сухого картера. Это сделано, чтобы масло при резком старте не прибивало к задней стенке мотора. В качестве трансмиссии здесь установлена гоночная двухскоростная коробка передач Powerglide, оснащенная пневмошифтером. Тормозная система — это дисковые тормоза Lamb Components и два парашюта.
Над шасси работал Джерри Бикел, известный в США инженер. Кузов представляет собой пространственную раму на основе образа спорткара Dodge Viper. Для четкого управления машиной установлены стойки Koni, которые полностью регулируются в зависимости от условий заезда. Электроникой управляет система PowerGrid MSD и блок телеметрии Racepack. Пилот располагается в спортивном кресле (ковше) Jerry Haas. Масса машины — 950 кг.
Если вы хоть что-то поняли из этого краткого списка — честь вам и хвала. Если нет, то скажем так: от стандартного автомобиля этот отличается примерно как «Формула-1» от картинга, современный спортбайк от мопеда «Рига-12» или терминатор Т-800 от свердловской электрогитары «Урал».
Что представляет из себя заезд на таком автомобиле
Здесь читателю стоит четко представить себе всю механику заезда и порядок действий. Ну не всю, а хотя бы основы. Первое, что надо понимать, — заезд продолжается 6-7 секунд, а основная его часть и того меньше. То есть это, по сути, выпущенная в сторону финишной линии пуля в виде автомобиля. После пересечения этой линии ее надо еще и остановить, чтобы она не влипла в стену или не вывалилась в яму (как в Грозном, например). Вкратце порядок примерно таков: прогрев, старт, парашют, остановка. Последние три действия составляют примерно 7 секунд.
Читайте также:
Теперь представим пилота. Ускорение с места такое, что тело уже на финише, а сознание еще на стартовой прямой. Скорость болида в максимальной точке — порядка 350 км/ч. Не забывайте — это на отрезочке в 402 метра во временном промежутке в 6-7 секунд.
Прогрев происходит примерно таким образом. Задействуется система трансбрейк с кнопки на руле, то есть включаются передние тормоза, отключаются задние. Пилот включает первую, затем вторую скорость. Наблюдается пробуксовка задней оси (то самое эффектное зрелище, когда дым коромыслом). В процессе прогрева пилот, по сути, прочерчивает себе своей же резиной стартовую колею: метров примерно 50-60. Если на старте удастся удержать машину на этой прорезиненной колее с хорошим «держаком» — старт удался.
Старт происходит по сигналу специального устройства. Пилоту надо максимально быстро среагировать на сигнальный огонь. Это называется «время реакции». Доли секунды, которые очень важны для конечного результата. Далее машина должна стремительно по колее стартовать и удерживаться на прямой траектории, но... Но, как отмечает Дмитрий Саморуков, ему постоянно приходится подруливать, чтобы не сойти с траектории. Это происходит в основном из-за качества наших трасс. Кстати, на автодроме в Грозном с «держаком» все в порядке. Именно здесь был установлен не один рекорд в российском дрэге.
Финиш — одна из самых сложных процедур в заезде. Мало того что за те самые 6‑7 секунд перед глазами проносится вся жизнь, так за это время надо удачно выпустить тормозные парашюты. Так, чтобы результат не испортить и машину не разбить. В России с этим есть проблема. Дело в том, что на европейских треках длина тормозного участка составляет порядка 800 метров, а у нас — не более 450 метров. Это сильно сокращает возможности пилота выжать из машины максимум.
То есть для качественного заезда надобно держать в голове некий алгоритм, который нужно выполнить за крайне короткий промежуток времени четко и без проволочек, отвлекаясь при этом на стабильность автомобиля. А ведь где-то в процессе заезда еще и происходит впрыск закиси азота. Этот процесс запрограммирован, но пилот должен очень и очень хорошо чувствовать машину, сцепление с покрытием и двигатель, чтобы правильно среагировать. И если все это срослось в одном заезде — есть новый рекорд, победа или просто удовлетворение от работы немалого коллектива, который возглавляет Адам Флэмхольц, шведский инженер и профессиональный гонщик.
Российские результаты Dodge Viper DT
Рекорд на 1/4 мили — 6,325 сек*.
Максимальная скорость — 362,9 км/ч.
* — в рамках финального этапа чемпионата России в Грозном 23.09.2018 был зафиксирован результат, равный 6,305 сек.
Все, что было выше, — это был разговор о российских достижениях Dodge Viper DT. Наши трассы, к сожалению, не могут пока обеспечить достаточно высокий зацеп для того, чтобы машина показала максимум на всем протяжении дистанции. Но Адам Флэмхольц рассказал, что когда-то этот Pro Mod был самым быстрым в мире и показывал результат в 5,7 секунды на 1/4 мили. В 2014 и 2015 году на нем были выиграны два чемпионата Европы в абсолютной категории. А первый хозяин и автор машины Билли Харпер разгонял ее до 365 км/ч на треке в Огайо. С 2014 года аппарат, как мы сообщали ранее, находится под управлением Дмитрия Саморукова.
Такой он, самый быстрый автомобиль на российском асфальте длинной в 1/4 мили*.
* — учитывается официальный результат, зафиксированный Российской автомобильной федерацией.