Что есть общего между автомобилями японского бренда Toyota и Азовской крепостью? Ничего. Что интересного есть в истории Азовских укреплений и японского автопроизводителя? Немало. Немного исторических фактов и путевых впечатлений из поездки редактора Авто Юга.ру на Toyota в Азов.
Основал Азовские укрытия примерно в 1475 году какой-то турок. Имя основателя анналы истории не сохранили, но зато сохранили имя основателя компании Toyota Motor Corporation — это Киитиро Тойода. И сделал он это немного позднее основателей Азова, на каких-то лет 500. Главный офис Toyota находится в городе с оригинальным названием Тоёта, что в японской префектуре Айти. Крепость Азов находится на территории Ростовской области, что в России, между Воронежской областью (на севере) и Краснодарским краем (на юге). Расстояние между Азовом и городом Тоёта составляет примерно 10 тыс. 500 км.
Для справки:
расстояние маршрута Азов — Тоёта: 10 тыс. 567 км;
примерное время пути: 265 часов;
количество топлива для поездки при расходе 12,8 л/100 км: 1257 литров;
затраты на топливо при стоимости 39,2 рубля за литр (дизель): 49 тыс. 274 рубля.
Вооружившись такой важной информацией, мы отправились в Азов из Ростова-на-Дону. При чем здесь все это, мы не знаем, в собственных действиях логику не искали. Отправились в путь мы на внедорожнике Prado. Автомобиль очень известный, популярный, востребованный. Что же он собой представляет?
Длина составляет 4840 мм, ширина — 1885 мм, высота — 1845 мм. Размер колесной базы равен 2790 мм. Дорожный просвет — 215 мм. В салоне места хоть отбавляй, багажник — 610 литров, что тоже немало. Поместили мы туда, в багажное отделение, фотографа, который стрелял затвором камеры в следующий за нами автомобиль словно в ростовской тачанке из пулемета. На количество места не жаловался.
Под капотом расположился 2,8-литровый турбодизель мощностью 177 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте в 450 Нм, чего вполне достаточно для комфортного передвижения. На трассе королем скорости Prado назвать сложно, а вот на внедорожных просторах он чувствует себя очень неплохо. Грязи замесить нам не удалось, но бывалые поклонники такого рода развлечений автомобиль жалуют. Да, для серьезных бездорожных приключений требуется и серьезная подготовка «Прадика», но для грунта с «доуазовской» колеей его и в стандартном варианте достаточно.
Что касается крепости Азов, то ее характеристики таковы:
высота валов: от 4 до 15 метров;
ширина у основания: от 10 до 30 метров;
ширина в верхней части: от 5 до 15 метров;
глубина рва: до 12 метров;
длина рва: до 100 метров;
крутизна склонов: от 450 ‰ до 600 ‰.
Крепость, как ранее было сказано, была основана турками и являлась северным портом всей Османской империи. Затем была отбита у супостата запорожскими и донскими казаками (с 1637 по 1642 год). После этого турки вновь овладели сооружениями в Азове (знаменитое «Азовское сидение»). Но ненадолго: Петр I во время русско-турецкой войны завладел крепостью (осада 1695–1696 годов). По результатам Константинопольского мирного соглашения Азов становится российской территорией. Но и это еще не все.
Крепость еще раз перешла в руки турок в 1711 году и еще раз вернулась в российские владения. Случилось это после взятия Азова фельдмаршалом Ласси в 1736 году. Окончательно право владения крепостью Россия получила по условиям Белградского мира в 1739 году. С тех пор Азов остается российской территорией.
Кстати, при штурме крепости в 1736 году в пороховой склад турок попал снаряд, взрыв которого уничтожил пять мечетей и около сотни жилых построек. Погибло порядка трехсот человек. Дело в том, что после оформления российской прописки Азов вновь начал использоваться как укрепление. Были построены склады продовольствия, защитные сооружения и пороховой погреб, который можно и сейчас увидеть на территории крепости.
Фортификационные сооружения Азова впечатляют. А вы знали, что Toyota — это не только автомобильная компания, а еще и самый крупный застройщик в Японии? Да, «Тойота» строит дома, оконные рамы к ним, кухонные гарнитуры и многое другое. Вот так посмотришь иногда на бардачок в «Прадо», и невольно подумаешь, мол, сервант сервантом. Шутка, конечно же. А вот расположение в подлокотнике Toyota LC Prado холодильника — это уже совсем не шутка. Вещь летом не просто очень удобная, а зачастую даже необходимая.
Что касается остальных достопримечательностей этих мест, то сравнительно в небольшом радиусе можно найти немало интересного, например промышленный речной порт Дона. Он находится внизу, сразу у подножия крепости. Достопримечательностью его назвать сложно, но все же. В Краснодаре такой масштаб речного судоходства представить сложно. Понимаем, что для волжан, например, это совсем не пример, но сравнивать не станем. Отметим лишь, что и здесь есть нечто общее с Toyota. Дело в том, что компания строит и суда, которые в водах Дона смотрелись бы совсем не лишними.
Ну а мы надеемся, что также не смотрелись лишними на наших автомобилях Toyota в здешних местах. В поездке приняли участие, помимо Prado, модели Land Cruiser 200 и новый для нашего рынка внедорожник в лице Toyota Fortuner.