Покупка автомобиля, как ни крути, занятие увлекательное и очень приятное. Месяцы мучений с выбором марки и модели, типа кузова и мотора, трансмиссии, привода и много чего еще, как правило, все же заканчиваются договором купли-продажи.
И если с новым авто практически все ясно (хотя и там есть о чем поговорить), то при покупке подержанного подводных камней, рифов, отмелей и вредителей-водолазов уйма. Как же сделать так, чтобы один из самых приятных моментов в жизни, или хотя бы в этом году, не стал для вас разочарованием? Редакция Авто Юга.ру постаралась обозначить некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание, и детали, которые стоят того, чтобы их рассмотрели особо пристально.
Итак, с самого начала. Покупка, как правило, начинается со звонка продавцу. Тут же таится и первая возможность напороться на недобросовестного барыгу. Запомните: осмотр автомобиля следует проводить при ярком дневном или электрическом свете. Только тогда вы сможете увидеть дефекты лакокрасочного покрытия или вмятины в полном объеме. Если продавец откладывает встречу на вечер, ссылаясь на занятость или еще какие проблемы, это первый повод снизить уровень доверия к нему. Не бываете днем дома, товарищ продавец? Давайте подъеду к вам на работу или встретимся на выходных. Будьте настойчивы.
В принципе, в мелкой аварии нет ничего страшного. Львиная доля водителей, особенно начинающих, попадают в небольшие ДТП. Оцарапанный бампер, разбитая фара и решетка радиатора, получившая трещину, — это не беда. Но случаи более серьезных происшествий с автомобилем хотелось бы выявить до покупки. Первое, на что стоит обратить внимание после осмотра краски по периметру, — это зазоры в стыках кузовных деталей.
Да, если автомобиль не самый новый (старше пяти лет, например), то зазоры и вправду могут гулять по кузову ввиду его естественного старения и нарушения геометрии. Тем не менее, если вы видите, что зазор с одной стороны капота больше, чем с другой, или передняя дверь посажена со значительным зазором и сильно отличается от задней, это повод задуматься.
После проверки зазоров следует обратить внимание на крепежи, особенно если с зазорами возникли сомнения. Откройте двери, капот и крышку багажника и проверьте болты и механизмы привода. Если автомобиль был в серьезном ДТП, то, как правило, на болтах вы обнаружите следы их затяжки и регулировки. Далее не лишним будет заглянуть под коврики. На стыках металлических листов пола и порогов нужно обратить внимание на шов. Если его не видно или он аккуратно по периметру скрыт слоем краски и антикоррозийного покрытия, то высока вероятность его заводского происхождения, что очень хорошо. Также стоит заглянуть и под крышку багажника. Удары в кормовую часть — одни из самых распространенных при ДТП.
Проверили крепления и места стыковки деталей? Теперь по очереди аккуратно закройте двери и крышку багажника. Они должны закрыться легко и непринужденно, без усилий с вашей стороны. Если это не так, то, возможно, кузов перекошен, возможно — петли провисли. Нужно разбираться глубже.
Если вы настолько водитель, что знаете, где расположен «телевизор» и «стаканы», то стоит заглянуть под капот и проверить их на наличие сварных швов. То же касается и лонжеронов. Все это — проблемные места после аварий.
Теперь обратимся к мелочам. Практически на каждой кузовной детали есть маркировка. Точнее, на тех деталях, которые являются не частью кузова, а их составляющими. Например — стекла. Если лобовое стекло, которое часто подвергается ударам камней и получает сколы, меняют, причем порой даже довольно регулярно, то заднее и боковые стекла, как правило, меняется раз в жизни автомобиля или вовсе ни разу. В уголках стекол есть та самая маркировка, по которой можно определить соответствие года выпуска авто и стекла. Они должны совпадать. Если нет, можно поинтересоваться, зачем была произведена замена, и внимательно осмотреть место вокруг стекла.
Также стоит обратить внимание на качество лакокрасочного покрытия в целом. Если автомобиль эксплуатировался более трех-пяти лет, краска должна иметь мелкие сколы и некоторые дефекты, это нормально. Настораживать должно как раз отсутствие таких дефектов и сколов, практически всегда говорящее о том, что автомобиль покрашен заново или его по крайней мере «дунули» — нанесли слой однотонной краски поверх старой, чтобы освежить. Для вас как для нового владельца это плохо. Что там может выплыть через полгода — непонятно. Лучше не рисковать.
Но и после такого внимательного осмотра покупать автомобиль все еще не стоит. Это лишь предварительная процедура, позволяющая отмести некоторые возможные проблемы еще на начальной стадии. Теперь везите машину на сервис для диагностики и осмотра узлов специалистами. Желательно в такой автосервис, где вас знают и не обманут, потому что у перекупщиков, как правило, есть несколько «карманных» СТО, которые поставят «правильный» диагноз даже самому убитому автомобилю.
При соблюдении некоторых правил безопасности при покупке подержанного автомобиля прошлое вашего нового четырехколесного друга вас беспокоить будет в меньшей степени, нежели вездесущие инспекторы ГИБДД.