Катастрофически падающие цены на нефть, производственные задержки и ослабление спроса на автомобильном рынке могли бы легко навести дрожь и панику на генеральных директоров большинства автомобилестроителей. Однако эти проблемы в наименьшей степени касаются создателя, генерального директора и главного инвестора компании Tesla Motors Илона Маска.
Илон довольно редко появляется на публике и еще реже дает интервью. Но совсем недавно, на встрече Большой автомобильной тройки в Детройте, Маск не только появился на публике, но и рассказал о планах его компании на ближайшее время. Все это происходило во время падения нефтяного рынка и резкого ослабления продаж на китайском автомобильном рынке. Все эти моменты, по словам Маска, не препятствуют росту Tesla Motors в течение следующих пяти – десяти лет. Основным желанием руководителя передовой электро-автомобильной компании является уровень продаж электромобилей Tesla к 2020 году в районе отметки в 500 тысяч транспортных средств.
"Я думаю, что мы попытаемся стремиться делать больше автомобилей, чем в настоящее время. Мы обязательно должны добраться до уровня продаж нескольких миллионов автомобилей к 2025 году", – заявил Маск.
Трудности. Появление главы Tesla Motors в Детройте обозначено не только общей мировой ситуацией в экономиках передовых экономически развитых стран, а, отчасти, и ситуацией на автомобильном рынке США. Дело в том, что падение стоимости на нефть в Соединенных Штатах обозначило также и падение стоимости на бензин, который теперь в среднем по стране стоит 2,11 долларов за галлон, что является самым низким показателем за последние несколько лет. В таких условиях продавать электромобили довольно сложно и спрос на них прогнозируемо упадет в следующем году при подобных условиях.
"По поводу сложности продаж в связи с падением стоимости бензина, то я не думаю, что это сильно повлияет на наш рынок. В настоящее время мы экспериментируем с технологиями и ищем оптимальные решения. Сейчас охарактеризую наше развитие, как два шага вперед, и один назад. А цены на топливо, конечно, играют роль, но не критическую", – прокомментировал ситуацию руководитель Tesla.
Еще одним моментом, который заслуживает внимания, является падение продаж автомобилей Tesla в Китае. Данный рынок является сейчас главным для абсолютно всех автопроизводителей. Продажи электромобилей упали в Китае во время четвертого квартала 2014. О причинах такого падения, как оказалось, компания Tesla уже узнала. Проведя нехитрые исследования и опросы, оказалось, что клиент не доволен отсутствием адекватной и хорошо распространенной системы зарядного оборудования. Работа по устранению недостатков уже ведется, и компания уверена в росте продаж с самого начала 2015 года.
Ответственность дилеров. Компания Chevrolet объявила о новом, полностью электрифицированном, концептуальном автомобиле Bolt, который, по заявлениям производителя, сможет преодолевать без подзарядки более 200 миль. Стоимость его будет составлять около 30 тысяч долларов. Автомобиль является прямым конкурентом для новой модели Тесла, нацеленной на массовый рынок. Стоимость новой Tesla составит примерно 35 тысяч долларов. Казалось бы, конкуренция должна пойти только на пользу развитию электрических технологий в автомобилестроении, но… Этим самым "но" в настоящее время является то, что законы большинства стран, на рынки которых нацелена Tesla, предусматривают продажу автомобилей исключительно при помощи местных дилеров, которые представлять непонятную, по их мнению, электроновинку. Компания Илона Маска намерена же продавать автомобили непосредственно клиенту, в обход посредников. И это принципиально. Лоббисты электрических технологий делают очень много для замедления попадания их на автомобильные рынки своих стран. Автомобильные компании с давно развитой дилерской сетью также не желают видеть Tesla в числе конкурентов.
Водород. В числе иных тем, которые руководитель Tesla Motors считает важными на пути развития электрических технологий, присутствуют различные взгляды на автомобильное будущее в разных странах, на различных автомобильных рынках. Так, допустим, в некоторых странах уже активно вводятся запреты на проезд в центральные части городов частного транспорта из-за резкого ухудшения экологии. Причем запреты эти касаются именно автомобилей, а не силовых установок. Илон справедливо не понимает законов, которые запрещают проезд электромобилей, которые не загрязняют окружающую среду. Из таких мелочей, зачастую, складываются большие проблемы и преграды в развитии современных технологий. Маск также заявил, что его компания не планирует применять никаких иных идей, кроме электрических.
"Я думаю, что водородные технологии, например, чрезвычайно глупы и бесперспективны. Тупиковый путь. Они очень трудозатратны и чрезвычайно неэффективны на фоне затрат. К тому же, это ужасно опасно. По крайней мере, на данном этапе развития", – рассказал Маск.
Не думаю, что критика водородных технологий из уст Илона прозвучала серьезно и бескомпромиссно, ведь всем известно, что Маск довольно импульсивен и обладает своеобразным чувством юмора. Но, тем не менее, все сказанное и обозначенное руководителем Tesla Motors имеет огромное значение и позволяет надеяться на светлое электрическое будущее машиностроения. Хотя и проблем, на самом деле, действительно не так уж и мало. Особенно печален тот факт, что проблемы эти носят не технологический, а бюрократическо-политический характер, связанный с нежеланием крупных корпораций расставаться с нефтяным прошлым автомобилей. Ближайшем нефтяным прошлым.