В 2022 году, после ухода ряда иностранных брендов, российский рынок стал ключевым для автопроизводителей из Китая, которые воспользовались образовавшейся нишей.
Однако, по информации Bloomberg, этот период может завершиться. В конце 2024 года в России был увеличен утилизационный сбор, что привело к подорожанию легковых автомобилей в среднем на 8 тысяч долларов (примерно 650 тысяч рублей). Это повлекло за собой падение продаж на автомобильном рынке на 27% и сокращение импорта китайских машин на 62%.
В связи с этим, китайские компании ищут новые рынки сбыта, так как на внутреннем рынке они сталкиваются с жесткой конкуренцией и избыточными производственными мощностями, как отмечает агентство.
В то же время, на ряде рынков существуют ограничения на импорт автомобилей из Китая. В Евросоюзе действует дополнительная пошлина в размере 35%, а в США и Канаде — 100%. Мексика, обогнавшая Россию по объему импорта автомобилей из КНР, также рассматривает возможность введения защитных мер.
В 2023 году Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, во многом благодаря поставкам в Россию. В 2024 году около 20% экспорта приходилось на российский рынок. Сокращение продаж в России уже оказывает негативное влияние на три крупнейших китайских автоконцерна.