Евгений Мельченко

Права на «Формулу-1». Как получить суперлицензию

Гран-при России «Формулы-1» © Влад Александров, ЮГА.ру
Виталий Петров. Один из первых российских пилотов «Формулы-1» © Нина Зотина, ЮГА.ру
Даниил Квят. Российский пилот «Формулы-1» © Нина Зотина, ЮГА.ру
Сергей Сироткин. Российский пилот «Формулы-1» © Влад Александров, ЮГА.ру

Болиды ездят исключительно по автодромам — но для управления ими нужны особые права

Наверняка многие любители автоспорта задавались вопросом, что нужно, чтобы управлять настоящим гоночным болидом.

А некоторые делали это практически безо всякой подготовки. Например, на трассе в Арабских Эмиратах есть такая опция на автодромах. Заплатили, прошли небольшой инструктаж — и вы пилот гоночного болида. Да, мотор там не сверхмощный, а болид практически не поддается воздействию прижимной силы, то есть антикрылья и спойлеры выполняют скорее декоративную функцию, нежели реально влияют на поведение машины в поворотах. Но открытыми колесами и экстерьером автомобиль очень похож на болид «Формулы-1» — заветную мечту многих любителей гонок. Как бы то ни было, удовольствие невероятное.

Однако это, как говорится, попса для туристов. А как обстоят дела с настоящими правами (водительским удостоверением) для главной «Формулы» автоспорта? Некоторые считают, что есть какая-то отдельная категория. Но какая здесь нужна категория — «А», «B», «С» или еще какая-нибудь?

Другие думают, что для управления болидами и вовсе не требуется никаких категорий. Ведь часто в гонки попадают сыновья очень богатых родителей или потомственные пилоты (дети бывших гонщиков и чемпионов), которые в 18 лет могут сесть за руль болида «Формулы». Вспомним хотя бы Макса Ферстаппена и Лэнса Стролла. У одного отец — бывший пилот F-1, а у другого — миллиардер. Макс дебютировал в «Ф-1» в 17 лет (он даже не мог на тот момент получить права для управления обычным автомобилем), а Лэнс — в 18.

Виталий Петров. Один из первых российских пилотов «Формулы-1» © Нина Зотина, ЮГА.ру

Так вот, ошибаются и те, кто считает, что существует отдельная категория, и те, кто думает, что не нужно никаких «формульных» прав. Права для управления «Формулой-1» есть!

Суперлицензия

Да, такие «права» называются суперлицензией. Ввели в обращение в «Ф-1» такую лицензию в 1977 году. Но правила ее получения постоянно менялись. Иногда ее выдавали молодым пилотам в качестве исключения, но сейчас в среде автоспортивного руководства такого «расточительства» уже нет. Если говорить в общем и понятно, это совокупность заслуг и успехов того или иного гонщика, выраженная в баллах, количество которых определяет международная автоспортивная ассоциация.

Те же Ферстаппен и Стролл смогли получить суперлицензию в столь раннем возрасте не потому, что их родители — звезды гонок или миллиардеры. Все просто: оба очень талантливые пилоты. И Макс, и Лэнс выигрывали чемпионаты низших классов: голландец блистал в картинге (пять чемпионских кубков), выиграл «Формулу-3 Мастер», стал бронзовым призером европейской «Формулы-3», а на счету канадского пилота три чемпионства в «Формуле-4», гоночной серии «Тойоты» и «Формуле-3». Этого обоим оказалось достаточно, чтобы набрать необходимое для суперлицензии число баллов.

Сегодня действуют требования к лицензии от 2016 года:
— пилоту должно быть не менее 18 лет;
— у него уже должна быть лицензия класса «А»;
— два сезона младших «Формул», оконченные на 80% (в сезонах должно быть не менее пяти гонок и не менее 16 участников);
— пилот должен иметь обычное водительское удостоверение;
— сдать тест на знание регламента «Формулы-1»;
— накопить не менее 40 баллов за последние три года в младших «Формулах».

Есть более 30 видов соревнований под эгидой FIA (Международной автоспортивной ассоциации), за участие в которых присваиваются баллы для пилотов. Оказаться в таких чемпионатах непросто. Самые высокие баллы, которые позволяют сразу попасть в «Формулу-1», можно получить только за первые три итоговых места в «Формуле-2» или за победу в американской серии IndyCar.

Даниил Квят. Российский пилот «Формулы-1» © Нина Зотина, ЮГА.ру
Сергей Сироткин. Российский пилот «Формулы-1» © Влад Александров, ЮГА.ру

Таким образом, получить суперлицензию и сесть за руль болида «Формулы-1» для участия в соревнованиях — очень непростое дело. Просто пойти и обучиться этому мастерству не получится. Нужны годы участия в сериях с открытыми колесами. И не просто участия, а призовых выступлений. Желательно — побед в топ-чемпионатах.

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

Параллельный импорт автомобилей: что это значит, как это работает (или не работает)

Тест-драйв Renault Duster нового поколения в Дагестане

Большие гонки. 6 самых популярных автомобилей из кино

Сдаем на права по-новому в 2021 году. Что изменится?

Берегись автомобиля. Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать

Все статьи

Главные новости

На российском рынке подорожали автомобили УАЗ всех моделей

АвтоВАЗ готовит новую модель Lada, это будет кроссовер

Жители Краснодарского края набрали 8,13 млрд рублей в качестве автокредитов в первом квартале 2024 года

Купить «Ладу» теперь можно новым способом – на Мегамаркете

У российских автомобильных дилеров закончились модели Lada Largus

На российский рынок вышел новый Exeed TXL, уже известна стоимость

Лента новостей