Народная "мудрость" о дорогах России, провозгласившая их одной из двух бед отечественного бытия, тревожит не только, собственно, жителей нашей необъятной Родины, но и многочисленных "иностранных агентов", присутствующих на нашем рынке автомобилей и дорожных услуг.
При вступлении в ВТО мы, наверняка, задумывались о том, что дороги в нашей стране могут стать причиной многих проблем и разногласий с новыми европейскими партнёрами. То, что многие известные автопроизводители начали осуществлять выпуск автомобилей, предварительно подготовив их "под Россию", вызывает недоумение за пределами нашего государства. Казалось бы, ну и пусть удивляются. Хотят, что бы их покупали здесь — делайте для нас. Но вот незадача. Чтобы подготовить автомобиль для особенных условий эксплуатации нужно дорабатывать многие узлы автомобиля. Это подразумевает определённые затраты и, естественно, влияет на конечную стоимость продукта. Так, например, автомобиль для европейских условий эксплуатации обходится потребителю на 20 — 22 % дешевле подготовленного для нашей страны. А это, согласитесь, немало. Затем, по итогам тест-драйвов и обзоров, мы говорим о несоответствии цены и качества автомобиля и тому подобные вещи.
Средняя цена автомобиля среднего класса, в принципе, должна составлять 450 — 500 тыс. руб. А на деле мы получаем сумму в 650 — 700 тысяч. И говорим о наглости производителя и дилера, обвиняя их в завышении цен на продукцию. Возникает вопрос: кто виноват?
Принимая как должное вторую беду России, которая по сути выдумана по глупости или в качестве отговорки (число учёных, выдающихся людей и творческого потенциала полностью опровергает тупость народа, который просто по причине переизбытка толерантности позволяет отнюдь не дуракам, а, скорее, наглецам править бал), мы опять возвращаемся к наличию первой — дорогам. И вот, после вступления в ВТО, европейский производитель начал потихоньку намекать России о состоянии дорог и дорожной инфраструктуры. Раз уж стремились на европейский рынок — соответствуйте.
Действительно, любой производитель понимает, что российский рынок на данный момент — отличная площадка для развития бизнеса и получения хорошей прибыли. Но для этого необходимо иметь возможность предоставлять как дорогую продукцию, так и продукт среднего класса и класса эконом. Здесь же границы цен между сегментами довольно размыты и отчего они зависят европейские экономисты отчётливо понимают, но это не укладывается в их светлых головах. Очень трудно объяснить производителю добротного среднего автомобиля, что стоимость его детища в Европе одна, а в Россию он должен поставлять его, заблаговременно доработав по цене автомобиля высшего сегмента. Отсюда и потеря потребителя, и сравнительно низкие показатели доходности. Ответом на вопрос о существовании на российском автомобильном рынке европейцы считают именно состояние дорог (а уже затем наличие неконкурентоспособных отечественных автопроизводителей).
Конечно, существует множество иных преград. Пошлины, коррупция, бюрократия и т. д. Но этого "добра" и в Европе хватает. А вот снижение стоимости нового автомобиля, затрат на его обслуживание и ремонт, может реально оживить автомобильный рынок России. И самое главное, по мнению иностранных производителей, это выгодно самим россиянам. Решится проблема старых автомобилей, существенно снизится аварийность на дорогах, повысится уровень обслуживания потребителя и, естественно, качество жизни автолюбителя. Неужели это не нужно?
Затраты на строительство автодорог в России давно уже превышают аналогичные затраты в странах Европы в разы, а качество остаётся на уровне
По мнению заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Николая Быстрова, отрасль дорожного строительства не выйдет на мировой уровень пока львиная доля времени и средств уходит на многочисленные согласования и утверждения на разных стадиях проектирования и строительства. А про изменения в системе контроля качества вообще и речи не идёт. Это очень сложный и долгий процесс.
Президент РФ заявил о том, что проблема автодорожного строительства не в недостатке средств, а в неумении их правильно осваивать. То есть, компании, которые осуществляют строительство не задумываются о разработке новых технологий или применении уже существующих мировых стандартов. Они просто работают "по-старинке". А такие технологии легко "обеспечивают" огромное количество подрядчиков работой на длительный период времени. Принцип таков: чем хуже качество, тем быстрее нам предоставится возможность ремонтировать дороги за деньги государства. При таком состоянии дел иностранные компании просто отказываются даже принимать участие в конкурсе. Как следствие — ужасное качество дорог, высокая стоимость "доработанных" автомобилей, отсутствие большого спроса на продукцию при довольно высоком потенциале рынка.
В ближайшие годы правительство намеренно пересмотреть нормативные акты и систему автодорожного строительства, но, как говорилось выше, это (почему-то) длительный процесс. Видимо многие деятели не желают отрываться от бездонной кормушки под названием "дороги".
А воз и ныне там... в яме.