Вопрос, что удобнее и эффективнее использовать в качестве трансмиссии на автомобиле, «автомат» или «механику», актуален многие годы.
Более того, по этому поводу рассорились и разбили лбы не один и не два десятка тысяч специалистов и просто автолюбителей. Кто-то утверждает, что лучше старой доброй механической коробки переключения передач нет и быть не может. Но есть любители работать одной ногой, а старомодное «рукоблудие» оставить в прошлом. Попробуем рассмотреть плюсы и минусы той или иной трансмиссии… с бюджетной точки зрения. Уж простите, но водитель, который не считает денег, в такой ситуации не главный ориентир в рассуждениях.
Механическая КПП или «автомат»
На данный момент главное преимущество «механики» — ее надежность. Хотя многие производители классических автоматических КПП могут с этим поспорить. Есть автоматические коробки, которые ходят миллион километров и до сих пор чувствуют себя нормально. Но мы говорим о современных реалиях и о средних показателях. Согласитесь, такие трансмиссии, как и двигатели-миллионники, уже стали историей. Производителю невыгодно выпускать такие надежные агрегаты. Авторынки уже можно назвать насыщенными, что позволяет производителям зарабатывать именно на сервисе, а не на продаже новых машин. Но это уже другой вопрос.
Современный «автомат», как правило, без вмешательства извне редко когда выходит за пределы 100 тысяч километров пробега. Производитель часто говорит, что средний пробег среднестатистического водителя за год не превышает 20 тысяч километров, а новое поколение модели выходит, как правило, раз в 4—5 лет. То есть водителю попросту незачем кататься на одном автомобиле дольше этого срока и можно заменить его в трейд-ин или просто продать как устаревший. Да, автопроизводитель ориентируется на развитые или развивающиеся рынки. Брать в расчет экономическую несостоятельность государств, которые не могут обеспечить достойный заработок своему населению, мало кто будет. Но мы сделаем именно так: первое и самое главное преимущество «механики» — надежность. Меняем масло и катаемся очень долго.
Второе преимущество также очевидно — экономичность. Водитель сам может регулировать подачу топлива — так и на тех оборотах, на каких это ему удобно, а не как считает оптимальным электроника «автомата». И нужно понимать, что механическая КПП не отдает часть энергии от вращения коленвала гидротрансформатору, как в АКПП. А это до 25% энергии при незаблокированной муфте. Накинем сюда же необходимость охлаждать «автомат», в отличие от механической КПП.
Можно указать еще несколько причин, привлекающих любителей «механики». Например, наши дороги ужасного качества на загородных просторах. Выскочить из грязевого плена на механике легче, раскачивая автомобиль передачами. Также не стоит бояться перегрева муфты и других проблем, которые могут произойти с «автоматом». Часто автоматическая КПП — препятствие для запуска мотора «с толкача» (хотя у нас это получалось) или мешает буксировке. Наши водители предпочитают ковыряться в механизмах сами, без помощи механиков и СТО. Еще на «механике» удобнее дрифтовать, отправлять автомобиль в управляемый занос, но это уже из ряда дополнительных преимуществ для единиц водителей из тысячи. Любителей палить резину сейчас не так много, как лет 25 назад.
В каких же случаях «автомат» круче механической коробки передач? Если вы не считаете рубли, если передвигаетесь по городу и не бываете в грязи, если меняете автомобиль каждые четыре года и проезжаете до 15—20 тысяч километров в год, если не умеете тормозить мотором, «автомат» — это для вас.
Конечно, современные автоматические коробки в большинстве случаев имеют и мануальный режим, и на бездорожье достаточно хороши, но это не избавляет их от множества вышеперечисленных недостатков.