Интересное обстоятельство: многие автомобили, ставшие советской или мировой классикой, все еще на ходу. До сих пор передвигаются по дорогам России и других стран. В том числе наш сегодняшний герой ЛиАЗ-677 — автобус, который смело можно назвать одним из самых узнаваемых и массовых явлений на советских и российских дорогах. А прозвище Луноход дают не каждой железной коробке! Хотя до сих пор не очень понятно, почему это транспортное средство удостоилось такого народного названия.
Происхождение ЛиАЗ-677
Автобус собирали в Ликино-Дулёво (Московская область, недалеко от Орехово-Зуево). На предприятии изначально производили комплектующие для автомобилей ЗиЛ, но в 1958 году решили собирать здесь зиловские автобусы 158-й серии. С 1959 года по 1970-й из ворот предприятия ЛиАЗ выходили именно автобусы ЗиЛ, которые морально к тому времени устарели. Нужно было разрабатывать что-то на смену, выпускать новую модель. Уже с 1960 года НАМИ (автомоторный институт) вел испытания модели ЛиАЗ-676, которая готовилась под замену ЗиЛ-158. Примерно тогда же начались испытания автобуса по типу «Икаруса», с резиновой сцепкой. Но двигатель оказался слабым, и от идеи отказались.
Одной из главных проблем, кроме мотора, стал кузов. Уже к 1962 году собрали предсерийный образец с новым кузовом. Более того, была решена проблема двигателя: появился новый ЗиЛ-375Я7. Мощный для того времени 180-сильный мотор (V8) устанавливали также на грузовики «Урал» 375-й модели. Он работал на топливе Аи-93, но его дефорсировали под 76-й бензин.
Как ЛиАЗ ездил
Главной печалью для владельцев автопарков в 90-х годах стал расход топлива ЛиАЗа — 45-50 литров на 100 км пути. Если в советские времена бензин был дешевым и совсем не проблемой, то после распада СССР 50 литров на сотню — откровенная роскошь. (Отчасти из-за этого многие автобусы встали на прикол и постепенно сгнили. Использовать их было просто невыгодно.)
Приняли автобус хорошо. Первые версии вмещали до 125 пассажиров при 25 сидячих местах. В 1966 году машины стали на испытания в реальных условиях Москвы, но до того удачно прошли пробег Москва — Харьков — Новороссийск — Сочи — Тбилиси — Ереван — Орджоникидзе (Владикавказ) — Москва. К надежности автобусов претензий почти не было. Но оказался хрупким кузов, и его полностью переработали. Также была доработана подвеска.
Что касается передвижения ЛиАЗ-667, сошедший с конвейера на дороги в 1967 году автобус начал быстро гнить. Потому мы и могли видеть довольно легко мнущиеся боковины. Чтобы избежать коррозии, на бока машины начали клепками «пришивать» листы из дюралюминия. В 1982 году и от таких листов отказались в пользу стали. К тому времени на улицах появились модернизированные ЛиАЗ‑667М — именно их до сих пор можно встретить на дорогах.
Что случилось с ЛиАЗ-677 потом
Модернизация привнесла в автобус люки на крышу, новую решетку радиатора, новые окна и улучшенную шумоизоляцию. Сиденья перетянули дерматином, а панели в салоне сделали из негорючей фанеры. Вспомнили и о водителе, который получил удобное регулируемое амортизированное кресло.
Но проблемой этого модифицированного автобуса было время. Во-первых, он успел устареть морально. Во-вторых, пришли 90-е годы, бросившие этот автобус на произвол судьбы и компаний, которым он достался. Большинство ЛиАЗов попросту сгнило на стоянках предприятий.
Несколько слов из воспоминаний автора:
«Скрип фанерного пола, сквозь который проглядывал асфальт, действительно впечатлял. Едешь, а у тебя между ног в этой проплешине мелькает прерывистая линия. В 90-е годы прошлого века такие автобусы массово еще ходили на краснодарских маршрутах. Например, из станицы Елизаветинской к Водолечебнице. Стоишь на остановке и гадаешь, что подъедет, желтая «гармошка» в виде «Икаруса» или этот полуразвалившийся, накренившийся набок «Луноход» ЛиАЗ. Когда он наезжал на яму, а дороги тогда были просто ужасного качества, люди в автобусе на мгновение затихали. Потом автобусные разговоры продолжались. И так всю поездку. Как правило, из-за «мертвых» пневмобаллонов подвески, автобусы эти ехали с заметным креном, как пиратские фрегаты.
Нас на таком автобусе с шефского завода на выпускной в 1998 году возили к «Кубанскому морю» рассвет встречать. Была в школах местных такая традиция — последний рассвет с классом. На задней площадке кто-то курит в огромную дыру у двери, кто-то пытается усидеть на отвинченном наполовину кресле, передавая по кругу… сок. Такое на всю жизнь запоминается».
Последний автобус ЛиАЗ-667 сошел с конвейера предприятия 7 августа 1994 года. До этого момента с начала эксплуатации было выпущено примерно 200 тыс. экземпляров разных модификаций.
Интересные факты о ЛиАЗ-667
— Компоновка салона легко изменялась. Сиденья менялись на носилки: автобус планировали применять в случае военных действий как госпитальный транспорт.
— Необычные звуки, похожие на звон бутылок, — это работа двухступенчатой автоматической коробки передач (гидротрансформатор) с электрогидравлическим управлением. Она разрабатывалась для другого автобуса. При ее адаптации к мотору ЛиАЗа изменили конструкцию коленвала, что создавало вибрации и тот самый «незабываемый» звук.
— Автобус завоевал золотую медаль Международной ярмарки в Германии в 1972 году.
— Существовала «северная» версия с утепленным салоном и двойными стеклами.
— На самом деле в 1994 году производство модели не остановилось: несколько предприятий выпускали ее до 2002 года.