Из чего складывается стоимость автомобиля. Объясняем на пальцах

27.01.20, 11:22 region_option

В цену нового автомобиля, который стоит в салоне, входит не только логистика и налоги, но и желаемая прибыль дилера, и зарплата цепочки его сотрудников. Но сколько же стоит он сам?

Реальную стоимость, разумеется, никто вам честно не скажет. Коммерческая тайна, конфиденциальная информация и так далее. Да и даже если попробовать взглянуть только на производство, много факторов обнаружится и там: от стоимости сырья до выплат по кредитам и долгам предприятия, уровня инфляции и социальных выплат за сотрудников. Это все в цене присутствует изначально.

Без приемов промышленного шпионажа и обращения к калькулятору попытаемся лишь примерно объяснить, из чего же все-таки складывается стоимость автомобиля. Нагляднее всего можно сделать это на примере нашего автопрома. Еще с давних (советских) времен известно, что себестоимость составляет порядка 27-30% от конечной стоимости. Об этом писали издания конца 80-х годов прошлого века.

Сейчас, зная затраты на комплектующие, можно предположить, что примерно 10% от итоговой цены вашей (русской) машины составляет стоимость тех самых комплектующих, а еще 10-15% — это затраты на сборку автомобиля. Все зависит от объема производства, но вместе это выйдет примерно в 25%. Прибавьте еще затраты на разработку, содержание НИИ, брак производства и гарантийные случаи. Это примерно те же 25% от ценника. Итого — 50%, которые вкладываются непосредственно на заводе в конкретную модель.

Есть разные точки зрения. Например, эксперт «АиФ» считает, что себестоимость машины и вовсе составляет не более 20% от конечного ценника.

Плата за бренд — это самая «забавная» добавка в ценник. Часто автомобилисты шутят, что за шильдик Lada АвтоВАЗ еще и доплачивать должен. Хотя считается это для игроков рынка достаточно просто: есть рыночная стоимость любой компании, от которой можно отнять стоимость ее имущества. Это, конечно же, грубо говоря (там может быть более сотни различных факторов), но получится примерная стоимость бренда. Ее можно разделить на количество выпускаемой продукции (минус затраты на выпуск этой продукции), и узнать процент. Некоторые известные компании вкладывают в ценник до 20% именно за бренд. Но у нас иная история. Когда я задавал вопрос об этом господину Андерссону (бывшему главе ВАЗа), он иронично улыбнулся. А вот то, что на продвижение (маркетинг) вкладывается до 20% от конечного ценника, — это реальность. Испытания, краш-тесты, выставки, концепты, реклама на ТВ и «независимые» журналисты дорого стоят, но без этого никак. Добавим эти 20% — и получим уже 70% от ценника.

  • Составляющие стоимости автомобиля, %

Далее стоит отметить и вовсе «воздушную» величину, близкую к предыдущей плате за бренд. О ней журналистам как-то рассказал глава BMW в России. На тот момент (2013-2014 год) это был господин Вольфганг Шлимме. Звучит примерно так: «Стоимость машины часто зависит от того, сколько за нее готов заплатить клиент». Так вот, оставшимися 30% от стоимости автомобиля можно на рынке и поиграть. Либо увеличить долю на маркетинг, либо покрывать задолженности предприятия, либо тратить на иные статьи расходов.

Исходя из объемов продаж той же Lada Granta, которая является лидером нашего авторынка, можно делать вывод, что клиент готов платить. А значит, стратегия Волжского автозавода по формированию ценника оправдывается. Стоит отметить, что завод отгружает дилеру машины по максимально возможной выгодной стоимости для себя. Из-за этого маржа дилерской сети может быть даже минимальна.

Ну а как заработать с каждого конкретного клиента побольше — это уже как раз и является проблемой дилера, а не автопроизводителя. При низкой марже на сложном рынке вас обязательно «нагрузят» допами и комплектами, от ковриков и резины до тюнинга и специальных версий. Но это уже другая история.

Адрес в Интернете:

Авторынок: поиск объявлений

Регион и город

Марка и модель

Цена, тыс.руб.