Семикратный Михаэль. В чем секрет побед Шумахера и кто превзойдет его уже в ближайшее время
Хэмилтон взял шесть титулов чемпиона, которые поклонникам автоспорта говорят только об одном — скоро падет рекорд легендарного Шумахера.
И он наверняка будет побит. По количеству титулов они сравняются, но количество побед у Льюиса будет больше. До введения нового регламента еще целый сезон, а предпосылок к тому, что «Мерседес» сдаст свои позиции, попросту нет. Ни «Феррари», ни «Ред Булл» в следующем сезоне создать сильную конкуренцию Хэмилтону не смогут. На этапе в Бразилии «Феррари» уже использует мотор следующего года на болиде Леклера, но он не дотягивает даже до нынешнего агрегата Хэма или Вальттери. Но сейчас не об этом.
Честный и нечестный автоспорт
В честности побед Льюиса сомнений нет практически ни у кого. По крайней мере в честности, которая касается соответствия его болида регламенту. Да, были некоторые «наезды» со стороны коллег по треку, но то были сущие мелочи в сравнении с тем, что было с Михаэлем в начале 90-х годов прошлого века.
Тут стоит отметить, что автогонки никогда не были честным видом спорта. Это война технологий. И если кто-то смог придумать что-то новое, скрыть от коллег и применить на практике так, что команда побеждает в чемпионате, — клетчатый флаг ему в руки. Тут главное не переборщить с преимуществом, чтобы не «спалиться» раньше времени. Так было и с трекшн-контролем Росса Брауна, и с диффузорами Эдриана Ньюи, которые дали Феттелю четыре титула.
Конспирологическая теория. Она касается выступления Шумахера за Benetton в начале его карьеры, когда он с легкостью давал бой признанному богу трассы Айртону Сенне. Тогда многие, включая Айртона и Йоса Ферстаппена (тогдашнего напарника Михаэля по команде), обвиняли инженеров команды Шумахера в том, что они сделали ему болид с нарушениями правил и технического регламента. Обвинения касались наличия на болиде трекшн-контроля, неправильного днища, дающего больше прижимной силы, и даже использования заправочного оборудования без фильтров, которое давало на дозаправках 0,5 секунды преимущества. Да, тогда были дозаправки, и Михаэль их проводил уж очень часто быстрее всех в пелотоне. В совокупности это означало, что любой гонщик мог стать чемпионом на том болиде в той команде.
В принципе, в пелотоне всегда есть болид, за рулем которого почти любой может стать чемпионом (ну кроме Грожана, разумеется). Как мы уже отмечали, это борьба технологий, и кто-то всегда оказывается впереди остальных.
Все дело в стиле
Кому-то везет попасть в такую команду, в такой болид, кому-то — нет. Но есть в автоспорте и революции. Они касаются не только технического регламента, но и стиля вождения пилотов. На этом и сыграл Шумахер в свое время. Дело в том, что если кто-то долгое время выигрывает гонки, то похожий стиль вырабатывается практически у всех пилотов в пелотоне. Чемпион — лучший, а мы едем так же, в том же стиле. Тогда да — все зависит от техники, от болида. У Сенны этот стиль был агрессивным: это частые сильные, но кратковременные удары по педали тормоза перед поворотом, а затем — агрессивно газ в пол и выход на апекс.
Я видел много быстрых пилотов. Даже быстрее Шумахера. Но Михаэль из них был самым совершенным и самым стабильным
Роб Смедли, гоночный инженер «Формулы-1» (formula1.com)
Шумахер поехал совсем по-иному. Он начал тормозить левой ногой. То есть не отпуская полностью педаль акселератора, лишь ослабляя ее, он тормозил перед поворотом. Затем резко бросал тормоз и давил газ в пол. При наличии уже высоких оборотов (он же педаль газа полностью не отпускал) машина ускорялась очень эффективно и без заноса. Скорость в поворотах сильно увеличивалась. Это «убивало» коробку передач, гробило мотор, но давало поразительный результат.
Выходит, можно было предоставить этому пилоту болид с не самым мощным, но надежным мотором и трансмиссией, и он бы начал выигрывать гонки? Он мог привозить по полсекунды на круге (в среднем) только приемом торможения левой ногой, что он и показывал на этапах Гран-при. Привезти даже ближайшим соперникам 30 или 40 секунд за гонку — это для того времени было нормой (а мы сейчас, в 2019 году, говорим о скучной «Формуле-1»). Никогда этапы «Формулы-1» не были такими скучными, как при Михаэле Шумахере в лучшие его годы.
Почему все это — домыслы
Главный аргумент в борьбе с сомнениями в состоятельности и честности семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера — это его дальнейшая карьера. После «Бенеттона» он уселся за руль посредственного на тот момент болида Ferrari, который был крайне ненадежен и нестабилен. Но как только инженерам удалось сделать его хоть сколько-то надежным, Михаэль сразу помчался к титулам. Здесь уже, как отмечают его современники, в силу вступила невероятная выносливость и физическая сила немца. Болид был надежен, но очень неустойчив и аэродинамически недоработан. Эдди Ирвайн назвал его вторым после «Ягуара» самым убогим болидом по управляемости в истории «Формулы-1».
В каждом повороте Михаэлю приходилось ловить машину, агрессивно работать рулем. Такую работу с болидом мало кто проводил. Как правило, гонщики в такой ситуации требуют от инженеров добиться стабильности болида в поворотах, даже за счет падения скорости. Но, как говорилось выше, нога Михаэля всегда была на педали газа. Он играл тягой именно за счет этого приема, и падение оборотов никак не вписывалось в его стиль вождения. Появлялась избыточная поворачиваемость, занос задней части машины. То есть просто приходилось больше работать руками.
Требования к физической форме у Михаэля были невероятно высоки. Например, он занимался на столе для тренировки шеи, бывало, по три или четыре часа в день перед сложными гонками. Именно Шумахер показал другим пилотам, каким должен быть физически развитым пилот «Формулы-1»
Флавио Бриаторе, руководитель команд Benetton и Renault (speedweek.com)
От напряжения страдала нервная система, а шея Шумахера после гонок, как отмечал Жан Тодт, была просто железной. Но он был так силен, что мог провести и две, и три гонки подряд. Это и был его стиль, позволивший добиться семи титулов.
Конечно же, это лишь предположение. Конечно же, мы никогда не попадем внутрь болида Benetton 1994 или 1995 года, чтобы выяснить техническую правду. Но чем больше времени уходит с тех пор, тем меньше хочется это делать.
Видео ниже запечатлело случай, который наглядно объясняет, насколько высоко у этого человека было желание стать чемпионом, желание стать лучше остальных. Любой другой бы уже выскочил из болида (тем более в шлем по рации так и кричали). Но Михаэль дождался, пока его потушат, выехал на трассу... и победил.
It can get hot in Spielberg. Very, very hot
— Formula 1 (@F1) June 27, 2018
AustrianGP #F1 pic.twitter.com/ymOOqEk5yz