Спустя пять лет после ухода с нашего рынка немецкий бренд Opel докатился до возвращения в Россию. И тут есть несколько непонятных моментов. О них и поговорим.
Те самые пять лет назад продажи Opel рухнули вместе с российским авторынком — быстро, больно и безнадежно. Сегодня рынок хоть и немного растет, до показателей 2013-14 года если и дорастет, то очень нескоро, возможно, году к 2025-му. И это при условии постоянного роста в 15-20% в год, что в нынешнем состоянии экономики далеко не факт. В расчет не берем продажи АвтоВАЗа, но это совсем другая история.
Так что же за шаг сделал «Опель», возвращаясь на наш рынок? Рассмотрим несколько факторов.
А Opel-то французский, или Умеют ли французы продавать свои машины в России
Первое, что нужно учитывать во всей этой ситуации, — это принадлежность бренда Opel концерну PSA, представляющему собой альянс французских Peugeot и Citroen. И это первая странность из нескольких. Дело в том, что французы сами висят на спасительном волоске коммерческого транспорта на российском рынке. Гражданские машины они здесь продавать так и не научились. Был всплеск шесть лет назад, когда вышла 408-я модель, но те успехи уж мхом поросли.
Половину моделей французы и вовсе с нашего рынка убрали по причине ненужности. Теперь они же будут не только продвигать Opel, но еще и производить его здесь, на своем заводе в Калуге. Последнее само по себе смотрится логичным — полупустой завод нужно догружать объемами, чтобы не потерять стратегический кластер в России.
Репутация бренда
Второй немаловажный фактор — отношение нашего потребителя к самому бренду Opel.
Каждый автомобиль рано или поздно становится опелем
Народная мудрость
Да, отношение было и наверняка остается недостаточно серьезным для уровня самопозиционирования «Опеля». Тем более потребитель поймет, что к бренду теперь еще «приклеились» и французы. На европейском рынке PSA вторые по продажам после VW Group, но Россия — цэ не Европа. Тут иные Priorитеты, и это понять тамошним маркетологам очень сложно.
Цена и прямые конкуренты
Еще одним и, наверное, самым важным фактором является ценник. Чтобы вклиниться на российский рынок, франко-немцам придется сильно демпинговать. Тут главный вопрос — неужели они смогут продавать Opel Astra по цене «Соляриса» или Kia Rio? Не думаю. А если учесть, что их бизнес-седан Insignia играет на поле Camry, то на лице появляется улыбка до ушей.
Есть шанс зацепить несколько тендеров на поле коммерческого транспорта, но вряд ли его будут собирать в Калуге. А это минус тысяча в карму на современном рынке комтранса.
Понимая, что на калужском предприятии, вероятнее всего, будут выпускаться лишь модели на французской платформе, автопотребитель опечалится еще больше. Дело в том, что это модели Opel Crossland X, Grandland X и Opel Zafira. Самая доступная из них (Crossland X) стоит порядка 1 млн 250 тыс. рублей в базовом варианте. Машинка класса Hyundai Creta или Renault Kapture с 1,2-литровым мотором и достаточно слабоватым по оснащению салоном. Стандартный бюджетный кросс. Но с таким ценником ему в компании корейцев и французов делать нечего.
Что касается Opel Zafira, то тут ценник и вовсе переваливает за 2 млн 100 тыс. рублей. Без комментариев.
Так зачем же он возвращается
Очень возможно, что французские маркетологи чувствуют близкий взлет российской экономики и стремительный рост рынка автомобилей. Если это так, то их заочно можно будет наградить как победителей «Битвы экстрасенсов» и пустить в тур по процветающей Руси. Однако на данный момент это выглядит примерно как «на Марсе будут яблони цвести».
Поспешные выводы делать в таких случаях не принято. Но очевидно, что «Опель» приходит в Россию лишь для галочки. Французам нужно показать развитие рынка и покрытие России как стратегического рынка в топ-10 мировых, а также заполнить пустующие мощности калужского предприятия, не более. Хотя нам очень хотелось бы ошибиться.
Текст представляет собой мнение редактора и не является аналитическим материалом или прогнозом.