Для кого-то продавать и покупать автомобиль на вторичном рынке — привычное дело, кто-то собирается сделать это впервые. Окажетесь ли вы в роли продавца или покупателя, вас в любом случае ждут подводные камни, о которых стоит знать заранее.
О том, на что стоит обратить внимание, как подстраховаться и к чему присмотреться, если вы решили купить подержанное авто, читайте ниже.
Запросы, как правило, стандартные: хочется, чтобы недорого, с небольшим пробегом, салон в идеальном состоянии, а лакокрасочное покрытие — как будто только что из автосалона. Так действительно бывает, но такой автомобиль должен вас насторожить. Практически новый внешне и внутренне автомобиль, которому пять лет, а стоит он полцены. В чем подвох?
«Бабушка ездила». Байки из личного дела авто
Автоперекупщик расскажет вам невероятную историю о том, что машина пять лет стояла в гараже, про который забыли. А те самые 20 тыс. км, что на одометре, намотала бабуля — «божий одуванчик» в поездках до собесу за пенсией и за молоком в ближайший гастроном. Не будем отрицать. Такое бывает, но очень редко, буквально в одном случае из сотни.
Скрутка пробега. Легко и практически ненаказуемо
Сделать это довольно просто. За такой вид автомобильного «творчества» недавно предложили наказывать по уголовной статье. Но пока это, по сути, не запрещено. При желании можно привлечь за введение в заблуждение с целью выгоды, но сделать это можно уже после покупки, вам же лучше до этого не доводить.
Чтобы зафиксировать скрутку, нужно отправить машину на диагностику. Если продавец изначально против такого осмотра, связываться с ним не стоит.
Мойка всего и везде. Хорошее впечатление и повод для подозрений
Мыть машину перед продажей — это нормально. Но когда под капотом вы видите блеск нового двигателя, это может оказаться не признаком чистоплотности, а свидетельством: что-то не так. Обязательно нужно ехать в сервис. Нормальный мастер всегда расскажет, что и как там «не так». По крайней мере, сможет показать первичные признаки тех или иных «болячек», предпосылки ваших будущих проблем.
Кстати, если продавец показывает вам машину только в прогретом состоянии, стоит насторожиться. Следует подождать немного и запустить мотор с холодного состояния. При таком пуске слышно гораздо больше разных звуков, которые могут много рассказать о состоянии силового агрегата.
Утопленник, кредитный или чей? Что скрывает продавец
На нашем рынке утопленных машин не так много, но периодически они все же встречаются. Не стоит забывать о стихийных бедствиях на территории края и существовании таких районов Краснодара, как Музыкальный, где тонут не только машины, но и надежды на светлое (сухое) будущее. Машины сушат так, что заметить это сложно. Стоит задрать коврики и посмотреть, есть ли следы ржавчины или плесени. В любом случае — компьютерная диагностика вам в помощь. Эта процедура при покупке машины обязательна.
Есть еще немаловажный момент — кредитная машина или нет. Это очень важный вопрос. Совсем недавно это было реальной проблемой. Теперь залоговое состояние машины можно проверить по базе. Например, здесь.
Тут же стоит учесть и количество владельцев автомобиля. Хорошую машину пинать от хозяина к хозяину не будут. Ну и должно быть понятно, что утерянный паспорт технического средства — это «звоночек» покупателю. А звенит он о том, что машина могла пройти кучу владельцев и из-за какого-то изъяна переходить от одного «счастливчика» к другому.
Психологические уловки. Почему вас торопят
Автомобиль выбран, бегло осмотрен. Вы уже ждете момента, когда сядете за руль и помчитесь к лазурному берегу Геленджика через кубанские автобаны близ Старонижестеблиевской или по серпантинам Молдовановки. Мечта! Продавец заманчиво поигрывает брелоком от машины, а вы в этот момент пытаетесь прочитать полностью длинный договор купли-продажи, который перекрывает путь к мечте. «Ну что там нового? Все же стандартное, типовое», — закрадывается мысль, тем более что в этом же пытается убедить вас продавец.
Уже потом, между Адыгейском и Горячим Ключом вы поймете, что и машина не предел мечтаний, и состояние ее далеко от идеального, и цена была неоправданно высокой. Вывод: к покупке нужно приступать с холодной головой, без лишних эмоций и спешки. Все эмоции — по факту удачной покупки, а не до.
Что делать и как поступить правильно?
Вторичный авторынок сейчас достаточно неплохо отрегулирован. Здесь есть и приложения с проверкой машины на все, что только угодно душе покупателя, и площадки, где автомобиль уже проверен и готов к старту. Многие дилеры сейчас открыли салоны по продаже подержанных машин, так там еще и с гарантией.
Но тут тоже стоит держать ухо востро. Это касается как раз договора купли-продажи. Никогда, ни при каких обстоятельствах не теряйте из виду договор, который вы уже прочитали. Его могут отнести распечатать на копировальном аппарате, могут отнести завизировать и так далее. Так не делается. Прочитали, подписали, забрали себе. Либо потом не жалуйтесь на внезапно появившиеся новые условия, мелкий шрифт и прочие сюрпризы.
Подытожить хотелось бы одной простой, но справедливой фразой: «На рынке два дурака: один продает, другой покупает». Если и так, в процессе сделки хотелось бы быть меньшим дураком, чем оппонент, не правда ли?