Свершилось то, что можно назвать нашим электрическим будущим. Но назовем мы это иначе — электрическим настоящим. Причем настоящее это, очевидно, не наше, что вызывает чувство глубокого сожаления. Но не будем о плохом. Выход в свет нового массового электрокара — событие значимое, интересное и замечательное, с какой стороны ни посмотри.
Tesla Model 3 — первый массовый электрокар от Илона Маска. Руководитель Tesla Motors сам так позиционировал новинку, продвигая ее массовость где только возможно. То есть, учитывая возможности Маска, везде. Чем обусловлена массовость? Конечно же, стоимостью. Начальный ценник Model 3 — 35 тыс. американских долларов. На российские деньги — 2 млн 100 тыс. рублей.
Сумма более чем адекватная для автомобиля с внушительным набором технологий на борту. Хотя если клиент захочет иметь в активе именно все технологии, стоимость вырастет до 44 тыс. долларов, то есть — до 2 млн с хвостом уже в 600 тыс. рублей. Уже есть над чем задуматься, хотя это все же более чем демократично.
Tesla Model 3 — это самый продвинутый электрокар. Если не брать в расчет родственников по бренду, это факт. И выглядит эта продвинутость очень непривычно. Дело в том, что наш глаз уже привык к наличию в салоне автомобиля всевозможных органов управления, которые отвечают за настройку той или иной системы. Там покрутил, здесь нажал — чувствуется масштаб. Здесь же получилась такая ситуация, которую можно сравнить с сексуальным партнером. Мы привыкли: тут покрути, тут нажми — при старании можно достичь спектра разнообразных чувств и эмоций. В зависимости в том числе от таланта «крутильщика». Есть выбор, если есть фантазия. В случае с Model 3 мы получаем партнера с одним органом управления — 15-дюймовым сенсорным монитором, который отвечает за все функции и эмоции. Унификация не щадит ни чувств, ни тех самых эмоций. Хорошо это или плохо — решать клиентам. Выглядит необычно, странно, но уж больно привлекательно.
О конкурентах: на североамериканском рынке продается хэтчбек из Детройта Chevrolet Bolt EV, который, в принципе, может тягаться с «Теслой» по некоторым показателям, в том числе по дистанции на одной зарядке.
Новый электрокар от Tesla — один из самых быстрых на рынке. С места до 100 км/ч автомобиль разгоняется за впечатляющие 5,6 секунды (версия Long Range). Если мы рассматриваем серийные электрокары, то конкурировать с «Теслой» может только «Тесла». За это время до сотни разгоняется «тушка» весом в 1730 кг. Платформа для новинки — «тележка» от старшего брата Tesla Model S.
Tesla Model 3 доступна не в единственном лице. Помимо стандартного варианта, который рассчитан на 354 км пути без подзарядки, предлагается Long Range, и он сможет пройти почти 500 км пути без применения штекера.
Производитель отмечает, что зарядить батарею до уровня, достаточного на 208 км пути, можно за 30 минут. Это при зарядке на станции Supercharger. Версия Long Range за это время зарядится на 272 км пути — то есть почти на маршрут от Краснодара до Сочи.
При использовании стандартной зарядки «от розетки» такого чуда не получится: за полчаса батарея возьмет заряда лишь на 48 (60 — для Long Range) км пути. Такая вот арифметика.
Технические характеристики Tesla Model 3:
Силовой агрегат — электромотор Model 3;
Путь на одной зарядке батареи — 354 км;
Габариты:
длина — 4690 мм,
ширина — 1930 мм,
колесная база — 2870 мм;
Дорожный просвет — 140 мм;
Коэффициент лобового сопротивления — 0,21;
Масса — 1610 кг;
Разгон с места до 100 км/ч — 5,6 сек.
Дизайнер Model 3 Франц фон Хольцхаузен сыграл на минимализме — с долей иронии на фронтальной части. Нет радиатора — нет решетки. Если бы была, то получился бы Aston Martin. А зачем Илону Маску «Астон Мартин»? Так, видимо, и подумал Франц, залив лицо автомобиля пластиком. При желании можно нарисовать себе (например, маркером) что угодно — хоть «Астон Мартин», хоть «Мазерати». Хоть здесь можно воплотить полет фантазии.
Хотите «Теслу» — в очередь. На старте продаж количество предзаказов превысило 350 тыс. Это при мощностях завода во Фримонте в 20 тыс. автомобилей в год. И хотя Маск говорит об увеличении производства, очередь уже выстроилась более чем на 15 лет. При этом производитель обещает удовлетворить желания всех клиентов, зарезервировавших электрокар, ориентировочно за ближайшие 18 месяцев. Это значит, что через полтора года на дорогах появится порядка 350 тыс. новых электромобилей. Впечатляет, не правда ли?
Мало того — существуют планы по выпуску праворульных автомобилей для рынка Великобритании, Японии, Австралии и других дорог, где автомобили «едут в лоб».
Да, Илон Маск совершил революцию в автомобильном мире. Это тот самый случай, когда технологии и спрос на них пересеклись в определенной точке. Такое бывает редко. Остается радоваться тому, что мы стали свидетелями этой автомобильной эволюции и революции. Жаль только, что происходит все это где-то там, далеко, за океаном.