Уже сегодня к вечеру, после выхода данного материала, будет известен новый президент США. Точнее, с вероятностью, близкой к 90%. Официальные результаты будут позднее, а потом, вполне возможно — непризнание выборов одним из них и так далее, согласно американской юридической традиции. Мы решили разобраться, кто из кандидатов предпочтительней именно для автомобильной промышленности.
Дональд «рубаха-парень» Трамп или Хиллари «стерва-баба» Клинтон?
Американское автомобильное сообщество, прежде всего волнуют вопросы льгот на покупку новых автомобилей, льгот на приобретение экологически чистых электрокаров — на севере США, и цен на топливо в мощном и «пикапо-оснащенном» южном регионе Штатов. Нью-Йорк и Чикаго не простят посягательств на электрическое будущее автомобилей в США, а Даллас и Бирмингем резко против повышения цен на топливо и сокращения мощности больших южноамериканских машин. Это традиции, с которыми считаться приходится каждому, кто сядет в мягкое кресло президентского кабинета в Белом доме.
Что может предложить в этом направлении республиканец Дональд Трамп?
А может предложить он неплохую экономию для бюджета партии в направлении спонсирования всевозможных программ поддержки покупки новых автомобилей в целом, будь то мощный пикап или электрокар Tesla, не важно. Трамп, как известно, по уши человек бизнеса, и интересы его ставит, зачастую, выше политических амбиций или какой-либо номенклатурной возни. Направить деньги налогоплательщиков в автоиндустрию, возможно, он и не решится в больших количествах, но вот свои активы — очень возможно. Интересы компаний Дональда настолько обширны, насколько простирается горизонт. Тем более, при всех минусах вложений в промышленность, связанных с рисками, плюсы, как правило, оказываются ну очень лакомым куском для инвестора любого размера. Для таких вложений Трамп, с большой долей уверенности, подключит именно внутренние активы, то есть, компании, работающие, непосредственно, на американской земле. Делиться с европейцами не в планах Дональда.
Трамп, как заядлый автолюбитель, не раз высказывался о возможном возрождении «золотой эпохи автомобилестроения» в США, когда бензин лился рекой в огромные по нынешним меркам цилиндры американских автомобилей. Другое дело, бензиновые реки ниоткуда просто так не появятся, за них нужно либо воевать, что и предшественники делали довольно агрессивно, либо уж очень сильно нравится всевозможным политическим кругам Латинской Америки или восточным шейхам.
В случае с латиноамериканским рынком нефти у Трампа, кстати, очень много шансов помириться со многими, даже с Венесуэлой. Бизнес Трампа может быть выше оружия и политических моментов. Но это в идеальной ситуации. Что на деле предложит Дональд в случае своего триумфа, только индейской бабке-поведухе известно, да и то — в общих чертах.
А вот с шейхами вариантов совсем не много. Дело в том, что бизнес и там — дело хорошее. Но в девяти случаях из десяти за бизнес придется воевать, чего республиканец делать не желает (по крайней мере, исходя из его предвыборных обязательств). Востоку нужен воинственный президент США, а не бизнесмен. Это понятно. К тому же, те же саудиты ждут, кого из претендентов на господство в регионе поддержит США. Борьба королевских семей там похлеще сюжета «Игр престолов».
Что же Хиллари Клинтон?
Как это ни странно, Хиллари для автомобильной промышленности Штатов не менее положительный кандидат. Хоть сама леди Клинтон и не большая поклонница автомобилей, она, как известно, представляет крупные бизнес-кланы США, которые имеют отношение и к автомобильной промышленности не меньшее, нежели структуры ее оппонента. Но тут стоит понимать один момент, который очень портит карму Хиллари — Билл Клинтон. Именно при нем автомобильный центр США, который, как известно во всем мире имеет конкретное имя — Детройт, пришел в такое плачевное состояние, что спасать его смысла особого инвесторы уже не видят. Да, там до сих пор проводится один из самых значимых автомобильных салонов мира, да, есть еще некоторый запас прочности у автомобильных предприятий, работающих на детройтской земле. Но, как отмечают сами автопромышленники, это заслуга их самих, а не политики демократов, которая уделяла при Клинтоне (который Билл) и Обаме уж очень недостаточно внимания автомобильной теме, которая в США, нужно понимать, сравни религии. Особенно, как уже отмечалось, на южной территории Штатов и в северном анклаве автомобилестроения. На предварительном этапе выборов, напомним, Клинтон потеряла Мичиган, что является прямой зависимостью от отношения к «колесам Америки». Так, например, соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли обещал подписать еще Обама, но воз и ныне там, на месте, с которого не сдвинулся ни на дюйм, что очень расстроило автомобильных боссов как в США, так и на просторах Канады и Мексики. Данное соглашение очень сильно разгрузило бы зарплатную и страховую ведомости автомобильных предприятий, что придало бы новый толчок к развитию отрасли. Специалисты говорят о 40% рабочих мест, которые можно было бы освоить, например, в Мексике. Это огромная цифра. Почему этого не сделал Обама и не сделает Клинтон? Доить предприятия в США прибыльнее, нежели отдать налоги за мексиканскую границу.
Что же предлагает она взамен? Предлагает Транс-Тихоокеанское партнерство — соглашение между несколькими странами по обе стороны Тихого океана для осуществления деятельности в плане промышленности, в том числе, автомобильной. Дешевые рабочие места есть не только в Мексике, но и в Таиланде, на Филиппинах, Чили, Перу и т. д. Тут стоит учесть то, что рядового американца интересует, что-то, что делается непосредственно в Штатах, а не в мире. Тихоокеанское партнерство — это далеко. Для американца далеко. Объяснить, что это и как работает будет довольно сложно.
Для кого это будет выгодно? Как это ни странно — только для Tesla Motors. Да, именно проект Илона Маска выиграет больше всех. Просто потому, что его автомобили востребованы везде и подходят под любые экологические нормы, лю-бы-е. В отличие от, например, Ford или GMC, которые до сих пор выпускают ну очень «грязные» автомобили, если считать по европейским и даже азиатским меркам. Им, зачастую, место лишь в США.
Что же в итоге?
А в итоге мы видим примерно такую картину: Трамп очень выгоден для внутреннего автомобильного рынка и промышленности США, Клинтон, в основном — для внешнего. Кто больше подходит для дальнейшего, в том числе, автомобильного курса США, узнаем совсем скоро.