После завершения первой половины ралли-рейда "Дакар-2016" руководитель российской команды "КАМАЗ-Мастер" легендарный гонщик Владимир Чагин рассказал о положении дел в коллективе. На данный момент лучшим из россиян является Айрат Мардеев, отстающий от лидера Питера Верслуиса (команда "MAN") на 11 минут.
– Владимир, наступил так называемый день отдыха. Хотелось бы услышать от вас короткое резюме первой половины гонки.
Ребята выложились вчера, чтобы наполнить сегодняшний день и завтрашний понедельник положительными эмоциями. Мы в напряжении держали всех наших болельщиков всю неделю. Поверьте, очень сложно и трудно бороться, очень высокое сопротивление, очень высокий уровень подготовки команд, все хотят быть первыми, никто не хочет уступать, всем нужна победа. Борьба это показывает.
– Но вчера команде удалось поправить положение в таблице генеральной классификации...
Ребята на вчерашнем последнем боливийском этапе сделали все возможное и невозможное. Конечно, я их всех попросил: борьба борьбой, результат результатом, но безопасность превыше всего. Ребята аккуратно проехали. Было важно, чтобы хотя бы один был в призовой тройке перед днем отдыха, чтобы хоть какой-то просвет появился. Экипажи это выполнили, сегодня один из наших экипажей в тройке лидеров в генеральной классификации в категории грузовиков.
– Первая половина "Дакара" в этом году получилась довольно специфической, не так ли?
Много нового на этом Дакаре. Во-первых, трассы, которые подготовили организаторы – это принципиально новая концепция, очень скоростная. Представьте себе – прямые участки длиной свыше ста километров. Такого Дакар никогда не предлагал. Например, мы ожидали, что будет сложное бездорожье в гористой местности в Боливии, но организаторы маршрут проложили по ровным участкам, где извилистые дороги и много зон ограничения скорости. Такого количества ограничений скорости не было никогда. Участники едут на максимальной разрешенной скорости в 140 км в час. В зоне проезда населенных пунктов экипаж сбрасывает скорость до 30 или 50 км в час разрешенных, потом снова разгон… И вот из этого состоит в принципе весь спецучасток. Без преувеличения можно сказать, что подвеска в этом году не работает. Мы даже впервые на дне отдыха не меняем задние рессоры, даже думали передние не менять. Подвеска еще не нагрузилась. Это гонка моторов, гонка тормозов.
– Конкуренция в этом году очень высокая, какие задачи ставят себе соперники?
Следует отметить, что все лидирующие команды в категории грузовиков очень хорошо подготовились к гонке. Это вызывает уважение. Это и IVECO, и MAN, и TATRA. Вы видите, какой темп они задают. У них хорошие двигатели. Рядный шестицилиндровый мотор выдает лучшие показатели динамики, чем наш V-образный. Наш мотор хорошо показывает себя на бездорожье, в песках, на тягунах. На коротких отрезках, где нужен разгон, моторы наших соперников лучше. Это подтверждают наши пилоты, здесь нам трудно составить им конкуренцию. Ну и торможение: двигатели всех наших соперников оснащены моторным тормозом, это современная функция, которая дает хороший эффект во время торможения. У наших двигателей этого, к сожалению, нет. Будем, конечно, работать, ведь как раз с этим связано наше техническое отставание вна таком типе трассы, предложенном организаторами в первой половине гонки.
– Что же, теперь каждый год надо будет угадывать, каким будет "Дакар" – быстрым в стиле WRC или экстремальным, на бездорожье? Или тот "Дакар", каким мы привыкли его видеть,– песчаный, с дюнами, со сложной навигацией – уже умер и его больше не будет?
Сложно сказать, куда все движется. Как видят гонку организаторы, где будет в следующем году Дакар, в Южной Америке или маршрут по другим местам будет проложен... Видно, что концепция меняется. Это очевидно, и это не зависит от того, в какой стране проводится гонка. Наши экипажники отмечают, что, когда они едут по ровным раллийным трассам, справа-слева от них есть хорошее интересное бездорожье, мелкие дорожки, кочкарник, а организаторы почему-то прокладывают маршрут по дорогам, где все едут на максимальной скорости. В итоге мы видим, что в грузовом зачете практически каждый день лидеры приезжают с результатами в интервале 8-10 минут. Наверное, что-то новое хотели привнести организаторы, это им удалось. Но это их решение. Какая трасса нам предложена, по такой мы и едем. Надо уважать их решение.
– Сегодня хотелось бы отметить фактически героический 1000-километровый бросок пилотов группы технической поддержки, который они совершили ко всему прочему по горным серпантинам!
Действительно, в гонке участвуют не только пилоты, штурманы и механики спортивных экипажей, чьи фамилии на слуху. Есть еще ведь группа ассистанс в каждой команде. Это ребята, которые ежедневно ночью обслуживают машины, на них тоже очень высокая ответственность и роль в результате. Если механик упустит какую-то трещинку, не затянет какую-то гайку, неправильно сделает настройки – и всё! Результата на следующий день у экипажа не будет. И также вызывают уважение пилоты многотонных техничек весом под 40 тонн, которые этот вес перевозят по горам на высотах 4000 метров, где сплошные подъемы-спуски, ущелья, серпантины. Такого лиазона, как вчера, я не помню в истории Дакара. Расчетное время движения по маршруту ассистанс было 21 час. Плюс мы еще почти пять часов простояли в пробке – из-за дождей разлились реки. Была перекрыта дорога. Получилось, что в 6 утра группа ассистанс выехала вчера и сегодня только в 6 утра приехала. 24 часа пришлось водителям этих машин безостановочно находится за рулем!
– Впереди еще 6 дней гонки…
Впереди Ла Риоха и Фьямбала. Это те места, где всегда в прошлые годы было бездорожье. Где в этот раз проложили маршрут организаторы, мы не знаем. Но хотелось бы, чтобы было больше возможности реализовать возможности наших автомобилей и наших пилотов. Мы больше, конечно, адаптированы под сложные трассы, под бездорожье, такое какое мы привыкли видеть обычно на Дакаре. В этом году он новый совершенно, и конкуренцию сдерживать непросто. Будем бороться, постараемся не огорчить российских болельщиков.
Спасибо, что вы с нами!