Не секрет, что многие вопросы в мире политики, шоу-бизнеса и прочих областей социума человеческого решаются за пределами той картинки, которую мы привыкли наблюдать на телевидении и во всевозможных изданиях. Формула-1 не является исключением.
"Большие призы" последнее время испытывают множество проблем, которые решаются, зачастую, не за столом переговоров, а у барной стойки вечеринки перед Гран-при или после него. Сочинский этап является для таких переговоров наиболее подходящим местом. Во-первых, близится завершение сезона. Во-вторых, это, если можно так выразиться, нейтральная сторона фактически для вех команд, производителей и клиентов. Здесь все чувствуют себя спокойно и независимо. Российский бизнес еще, к сожалению, очень далек от "Королевы автоспорта", что позволяет нам принимать этап более развязано для гостей, без навязчивой подоплеки, как это происходит, например, в Италии (Ferrari, Pirelli и т.д.), Англии (самая влиятельная автомобильная федерация в мире и офисы большинства команд Формулы-1 находятся именно здесь, на Туманном Альбионе) или даже в Малайзии, где Petronas не дает расслабиться никому, постоянно проводя переговоры о своих интересах. Надеюсь, и мы доберемся когда-либо до этого уровня, но на данный момент наш Сочи – это берег независимости и отличная площадка для всевозможных разговоров на довольно высоком уровне в иерархии организации Формулы-1 (да, бюрократия не чужда и самым популярным гонкам в мире).
Итак, что же нам удалось узнать в рамках Гран-при Сочи? Какими новостями был богат паддок на этот раз?
Самая популярная тема всевозможных сплетен и разговоров – это, конечно же, не ситуация с сирийскими бомбардировками о которых здесь вообще знали не многие (кроме министра обороны Саудовской Аравии, приплывшего в Сочи на яхто-крейсере, достойном авианосца "Энтерпрайз"), а ситуация с моторами для одного из самых популярных и титулованных коллективов в пилотоне – Red Bull Racing. Ситуация, прямо скажем, не однозначная.
Подогревается все это, как оказалось, негативом со стороны приспешников Renault и позитивом со стороны Берни Экклстоуна. Уже в субботу некий гадкий человечишка, которого ранее многие считали настоящим мужчиной и формульным бойцом, начал своими высказываниями подначивать руководителей французского концерна даже не смотреть в сторону Red Bull. От Алена Проста можно было ожидать чего угодно, но вот такого подлого поведения ожидать, думаю, предпосылок не было. Чемпион как-то неожиданно резко начал критиковать австрийцев и подавать советы руководству компании. В последствии у французского журналиста удалось узнать, что Прост метит на руководителя новой формульной команды Renault F1, если она появится, конечно. Согласитесь, опасаться того, что еще не случилось в лице конкурента того, чего еще нет – не самая хорошая черта нового руководителя. Говорят, что у Алена неплохо получилось руководить командой электрической Формулы-Е, но это совершенно иная кухня, и Просту об этом хорошо известно: он присутствовал здесь и в качестве пилота, и в качестве главы команды имени себя самого в начале двухтысячных. Особенно удивляет некая критика Алена в адрес Берни. Неужели Прост думает, что эпоха Экклстоуна в Формуле-1 подходит к концу? Ох, как бы не ошибиться ему насчет "вечного босса". Ибо такой руководитель может больше навредить новому проекту Renault, нежели помочь ему.
Но вернемся к нашим… "Ред Буллам". Именно за барной стойкой мы наблюдали довольно долгое общение руководителя Renault Сириля Абитебуля с Гельмутом Марко и Кристианом Хорнером. Хорнер, судя по всему, остался разговором доволен, Марко – тоже. Руководитель пресс-службы спортивного подразделения Renault получил задание и улетел во Францию сразу после Гран-при. Теперь самое главное и трудное – осталось как-то уговорить Матешица и Ньюи принести извинения французам. Убедить Эдриана легче – он обвинял больше регламент, а не мотористов (хотя и им досталось). А вот с владельцем Red Bull и Toro Rosso все будет намного сложнее, практически невозможно. Дитрих очень вспыльчив, быстро остывает, но никогда не берет своих слов обратно. Хорнеру придется применить невероятный талант для убеждения босса «включить заднюю» в ситуации с Renault. Если не получится, то остается один вариант: год передышки и вернуться с моторами Volkswagen Group, если немцам хватит средств на Формулу после многомиллиардного скандала с дизельными моторами в США. Это то, что касается Red Bull. Что же еще мы увидели в окрестностях трассы?
Увидели невероятно общительного и приятного со всех сторон Даниэля Риккардо, который своей вечной улыбкой вселял позитив даже после схода в воскресной гонке. Этот человек никогда не должен покидать Формулу. Столько позитива в одном человеке из "Больших призов" мы еще не видели. Нам удалось спросить Дэна, что он думает о своем напарнике, который опять обошел его в общем зачете? "Этот парень (Квят) умеет ездить не хуже меня. Рад, что он иногда меня опережает, а не кто-то другой", – ответил Риккардо.
Еще один пилот-улыбака после жесткой аварии – Ромен Грожан. А почему бы и не улыбаться? Инцидент обошелся без травм и последствий, а контракт с Haas на следующий сезон уже в кармане. Бей болиды направо–налево на здоровье. И ведь и не скажешь ничего плохого. Парень наслаждается. Чего не скажешь о команде Lotus и ситуации с выкупом команды концерном Renault. Здесь еще ничего не известно. Совершенно ничего. «Рено» нужен статус команды-легенды, который дает много льгот и бонусов в финансовой иерархии Формулы-1. Статус этот выдает, словно талоны на усиленное питание, Экклстоун. Но этот статус – огромный козырь в рукаве Берни в ситуации с двигателями для Red Bull, который он, судя по всему, уже достал. Однако время тает, а команды Renault все еще нет хотя бы на бумаге. Это очень и очень плохо.
Возможно, французы, ровно, как и мотористы Honda и Ferrari ждут заседания стратегической группы по изменению регламента на доработку моторов перед будущим сезоном. Принятое решение может серьезно изменить расстановку сил в пилотоне. Если комиссия решит разрешить доработки моторов в межсезонье без ограничений, то может быть спасен не только Red Bull и Toro Rosso, но и Mercedes рискует потерять статус беспрекословного лидера. Потенциал Ferrari, например, в настоящее время очень велик.
Суровый Алонсо, несмотря на свою 250-ю гонку в Формуле был немногословен, а вот Дженсон Баттон не скрывал удовольствия от того, что ему предстоит провести еще, как минимум, один сезон в кокпите McLaren Honda. Дженсон признался, что русские болельщики стали для него открытием еще в прошлом году. Баттон признался, до сих пор не привык видеть море и пальмы и осознавать, что это – Россия. Что касается Mclaren, то, по информации инсайдеров команды, в Сочи удалось достичь договоренности с некими китайскими инвесторами, которые готовы обеспечить команду средствами на разработку новинок и развитие моторов в полной мере, даже «с горкой», на ближайшие 2 – 3 года. Это не может не радовать поклонников британского коллектива.
Также стало известно, что нашлись средства для существования некогда русского коллектива Manor Marussia F1 team в следующем году. Инвесторы выделили необходимые средства, но команде нужны заработанные баллы на трассе. Для этого есть ровно год.
Ситуация с ночным Гран-при России и вовсе менялась с каждой минутой. Вот днем в субботу мы подслушали промоутера нашего этапа Сергея Воробьева, который рассказал Алексею Попову о том, что фонари смогут установить только через год, и то – в лучшем случае. В воскресенье прилетает Путин, разговаривает с Берни и – вуаля. Ночная гонка может быть проведена и уже в следующем году, то есть, по сути, через 200 дней.
Еще мы увидели отличные отношения за трассой трех парней: Хэмилтона, Феттеля и Райкконена. Особенно поражает такое отношение друг с другом, если принять во внимание то обстоятельство, что, если Кими скоро и придется уйти, то вот Себастьяну и Льюису придется еще много раз пересечься на трассе в жестокой борьбе. Вот, что по этому поводу заявил Хэмилтон: "Ты получаешь то, что видишь. Себ является великолепным гонщиком и отличным парнем. Мы можем сражаться с ним на протяжении еще многих лет, и я с нетерпением этого жду. Если бы я повесил гоночный перчатки на гвоздь и был обычным болельщиком, то мне бы хотелось видеть именно такое сражение между нами. Я жду этого с невероятным волнением".
И с этим трудно не согласиться. Эпоха Феттеля и Хэмилтона приближается к стадии пика противостояния. И это должно быть отличным зрелищем. Надеемся, Ferrari позволит нам в этом не разочароваться в следующем сезоне. Хотелось бы верить.