10 марта руководство компании BBC приняло решение временно отстранить телеведущего Джереми Кларксона от работы на канале из-за драки с продюсером передачи Top Gear.
Тогда это прозвучало как-то аккуратно и несколько осторожно. Кларксон довольно часто нарушал то, что в обществе называется рамками приличия и толерантностью. Хотя, если уж говорить откровенно, то "официальная" британская толерантность сейчас представляет собой джентльмена со сломанной челюстью, которая не имеет возможности закрываться. Бросать туда можно все, что угодно, он проглотит и вежливо улыбнется. Даже попробует сказать "thank you" через боль и дискомфорт. Такова современная доктрина.
Шутки Джереми смешили до этого момента абсолютно всех, кроме тех, над кем, собственно шутили. Из-за них ему зачастую влетало от продюсера и руководства BBC, которое, уверен, само тихо смеялось над юмором Джезза. Но только в подушку. На публику ведь нельзя, не толерантно. А жаль. Жаль еще, что объекты шуток не могли оценить сарказма и, как первоклассники, обижались на то, что их, по сути, ставили в образный угол.
Так, например, в 2011 году на вопрос о том, чем мексиканские автомобили похожи на местное население, Ричард Хаммонд ответил: "Они ленивые, никчемные, напыщенные, усатые болваны, которые спят, облокотившись о забор, использующие вместо пальто одеяло с дыркой посередине". Джереми подлил маслица: "Нам ничего не сделают за это высказывание. В мексиканском посольстве посол будет сидеть перед телевизором и храпеть. Они не будут жаловаться, так что все нормально". И все бы ничего, но… не храпели.
Но обижаться до официальных жалоб и претензий – это верх никчемности и отсутствия чувства юмора. Особенно, если учесть то, что выражение Хаммонда и продолжение Кларксона – это самое милое, что могло произойти с имиджем мексиканцев в глазах мировой общественности.
Однако после этого случая тучи медленно начали сгущаться. Почему-то именно над Джереми.
Затем была Индия. И знаменитое выражение Кларксона: "Зачем вам унитаз в машине, когда вы едете в Индию?". С одной стороны, довольно обидно должно быть для индийцев. С другой… Вы были в Индии? Там вообще "унитаз" – слово нон грата. Где руководство BBC усмотрело неполиткорректное выражение – до сих пор не понятно. Также непонятно, что ужасного было в словах, сказанных о той же Индии: "У каждого, кто сюда приезжает, сразу начинается диарея". Вы извините, но это реально так! Миллионы российских туристов, не сомневаюсь, подтвердят эти слова. Если сразу начать питаться местной пищей и (не дай Бог) пить местную воду, то диарея покажется за счастье. Джереми же опять пришлось извиняться перед миллионами бездомных индийцев и священными коровами, которые о словах Top Gear слышали не больше, чем о гиперболоиде инженера Гарина.
Затем была поразительная история с рекламой Volkswagen, где Кларксон озвучил слоган компании: "Всего один бак от Берлина до Варшавы". Поляки встали на дыбы и обвинили всех и вся в том, что были оскорблены 6 миллионов погибших во Второй мировой войне. Черт возьми, тогда запретите в Польше продавать всю продукцию немецкого автопрома! Потому что во Второй мировой войне все это летало, ездило, плавало и стреляло по полякам. А рекордно продаваемый в мире "Фольксваген Жук" обложите позором, так как приказ о его разработке и выпуске отдавал лично Адольф Гитлер.
В мае 2014 года вокруг Кларксона опять разгорелся огонь недовольства. В считалочке, которую Джереми бубнил под нос, кто-то услышал слово "nigger". Причем, чтобы уличить телеведущего в расизме, была созвана целая комиссия, которая сотни раз прослушивала запись считалочки, читала по губам, по звездам и, наверняка, обращалась к ритуальным танцам шаманов Аляски, чтоб в итоге вынести вердикт, что слово "негр" имело место быть. Под колоссальным давлением руководства телеканала Кларксон извинился. И сразу же отшутился в Твиттере: "I’m not a racist. I am currently sitting in a bar with a man who lives quite near Wales" (Я не расист. Сижу сейчас в баре с человеком откуда-то из Уэльса).
Да, были еще и аргентинские приключения со спасением в Чили. И австралийский сарказм в новом сезоне, но это казалось мелкими шалостями. До марта 2015 года. Когда слова у Джереми, видимо, закончились, и он дал волю рукам. Из-за чего схлопотал по лицу продюсер Top Gear, мы, вероятно, когда-нибудь и узнаем. В итоге – BBC и Кларксон разошлись. Уже сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что получил я эту новость из уст издания The Telegraph в тот момент, когда досматривал последний (а не крайний) выпуск Top Gear с Джереми Кларксоном. Будут ли работать Мэй и Хаммонд без него или нет, пока не ясно. Но то, что величайшее автомобильное телешоу всех времен и народов потеряло свое лицо – это факт.
Закончить хочется фразой Кларксона, олицетворяющей то, во что может превратиться гоночный автомобиль под названием Top Gear без него:
"Идея гоночных машин, которые были адаптированы для езды по обычным дорогам, не работает. Это примерно как снять жесткое порно, а потом перемонтировать его так, чтобы можно было показывать в британских отелях. Что у вас получится? Правильно: получасовой крупный план чьего-то потного лица".
Show must go on, Джереми. Ты показал этим напыщенным недоумкам, что такое настоящий рок-н-ролл.