Права на «Формулу-1». Как получить суперлицензию

Юга.ру
  • Гран-при России «Формулы-1» © Влад Александров, ЮГА.ру

Наверняка многие любители автоспорта задавались вопросом, что нужно, чтобы управлять настоящим гоночным болидом.

А некоторые делали это практически безо всякой подготовки. Например, на трассе в Арабских Эмиратах есть такая опция на автодромах. Заплатили, прошли небольшой инструктаж — и вы пилот гоночного болида. Да, мотор там не сверхмощный, а болид практически не поддается воздействию прижимной силы, то есть антикрылья и спойлеры выполняют скорее декоративную функцию, нежели реально влияют на поведение машины в поворотах. Но открытыми колесами и экстерьером автомобиль очень похож на болид «Формулы-1» — заветную мечту многих любителей гонок. Как бы то ни было, удовольствие невероятное.

Однако это, как говорится, попса для туристов. А как обстоят дела с настоящими правами (водительским удостоверением) для главной «Формулы» автоспорта? Некоторые считают, что есть какая-то отдельная категория. Но какая здесь нужна категория — «А», «B», «С» или еще какая-нибудь?

Другие думают, что для управления болидами и вовсе не требуется никаких категорий. Ведь часто в гонки попадают сыновья очень богатых родителей или потомственные пилоты (дети бывших гонщиков и чемпионов), которые в 18 лет могут сесть за руль болида «Формулы». Вспомним хотя бы Макса Ферстаппена и Лэнса Стролла. У одного отец — бывший пилот F-1, а у другого — миллиардер. Макс дебютировал в «Ф-1» в 17 лет (он даже не мог на тот момент получить права для управления обычным автомобилем), а Лэнс — в 18.

  • Виталий Петров. Один из первых российских пилотов «Формулы-1»

Так вот, ошибаются и те, кто считает, что существует отдельная категория, и те, кто думает, что не нужно никаких «формульных» прав. Права для управления «Формулой-1» есть!

Суперлицензия

Да, такие «права» называются суперлицензией. Ввели в обращение в «Ф-1» такую лицензию в 1977 году. Но правила ее получения постоянно менялись. Иногда ее выдавали молодым пилотам в качестве исключения, но сейчас в среде автоспортивного руководства такого «расточительства» уже нет. Если говорить в общем и понятно, это совокупность заслуг и успехов того или иного гонщика, выраженная в баллах, количество которых определяет международная автоспортивная ассоциация.

Те же Ферстаппен и Стролл смогли получить суперлицензию в столь раннем возрасте не потому, что их родители — звезды гонок или миллиардеры. Все просто: оба очень талантливые пилоты. И Макс, и Лэнс выигрывали чемпионаты низших классов: голландец блистал в картинге (пять чемпионских кубков), выиграл «Формулу-3 Мастер», стал бронзовым призером европейской «Формулы-3», а на счету канадского пилота три чемпионства в «Формуле-4», гоночной серии «Тойоты» и «Формуле-3». Этого обоим оказалось достаточно, чтобы набрать необходимое для суперлицензии число баллов.

Сегодня действуют требования к лицензии от 2016 года:
— пилоту должно быть не менее 18 лет;
— у него уже должна быть лицензия класса «А»;
— два сезона младших «Формул», оконченные на 80% (в сезонах должно быть не менее пяти гонок и не менее 16 участников);
— пилот должен иметь обычное водительское удостоверение;
— сдать тест на знание регламента «Формулы-1»;
— накопить не менее 40 баллов за последние три года в младших «Формулах».

Есть более 30 видов соревнований под эгидой FIA (Международной автоспортивной ассоциации), за участие в которых присваиваются баллы для пилотов. Оказаться в таких чемпионатах непросто. Самые высокие баллы, которые позволяют сразу попасть в «Формулу-1», можно получить только за первые три итоговых места в «Формуле-2» или за победу в американской серии IndyCar.

Таким образом, получить суперлицензию и сесть за руль болида «Формулы-1» для участия в соревнованиях — очень непростое дело. Просто пойти и обучиться этому мастерству не получится. Нужны годы участия в сериях с открытыми колесами. И не просто участия, а призовых выступлений. Желательно — побед в топ-чемпионатах.

Авторынок: поиск объявлений

Регион и город

Марка и модель

Цена, тыс.руб.